Групповые покупки — новая тенденция в онлайн торговле в Китае. В них участвуют группы потребителей, объединяющиеся для закупки товаров, как правило, мелким оптом. Такой вид покупок стал очень популярным во время недавних локдаунов.
Что такое «групповая покупка»?
Групповые покупки — это модель онлайн покупки, в которой обычно участвует лидер группы, который управляет группой единомышленников или географически сгруппированных потребителей.
Деятельность осуществляется на онлайн площадках, в том числе в социальных сетях. Например, WeChat стал популярной площадкой для групповых покупок.
Работает это так: лидер группы показывает товары в чат-группе, предоставляя ссылки на платформы для групповых покупок или на “мини-сайты”. Это позволяет группам из чата получать оптовые заказы непосредственно напрямую от производителей или дистрибьюторов.
Мини-сайты, которые связывают покупателей и продавцов, доступны только на частных сайтах. Это означает, что они не могут быть найдены с помощью поиска в общедоступном Интернете.
Групповые покупки в Китае становятся критически важными во время карантина
Платформы групповых покупок стали популярны в городах еще до пандемии. Крупные платформы, такие как Pinduoduo, использовали социальные сети для продаж свежих продуктов напрямую от фермеров, а также товаров народного потребления (FMCG).
До пандемии тенденция к групповым покупкам была подкреплена двумя факторами. Потребителям нравилось общаться напрямую с фермерами, что является частью тренда «от фермы к столу». Но существует и тенденция «бренд-потребитель (D2C)». Таким образом групповые покупки сочетают в себе более низкие цены и упрощенную логистику с бОльшими возможностями для брендов в построении отношений с покупателями.
Локдауны только увеличили популярность групповых покупок в Китае. Сегодня платформы для групповых покупок становятся частью повседневной жизни. Отчасти это связано с тем, что население целых городов оказалось не в состоянии покинуть свои дома или получить доставку в обычном режиме. Кроме того, многие супермаркеты оказались закрыты.
Актуальна ли эта модель закупок для российских брендов?
Российским брендам следует рассматривать групповые покупки как модель выхода на рынок. Это связано с тем, что тенденция групповых покупок, вероятно, сохранится и после пандемии. Потребители, вероятно, продолжат использовать групповые покупки, поскольку они узнали, как это работает, и ощутили экономию.
Другие рыночные факторы также будут способствовать тому, что популярность групповых покупок в Китае будет расти. Рост затрат на привлечение клиентов по традиционным каналам онлайн коммерции делает групповые покупки привлекательным вариантом маркетинга. Экспортеры могут нацеливаться на группы соответствующих потребителей через доверенного лидера сообщества и тем самым снижать затраты в цепочках розничных поставок.
Эта модель может предложить более управляемый метод трансграничных поставок, в то время как доступ к рынку остается сложным.