Онлайн торговля набирает обороты в Африке по мере расширения доступа в Интернет, роста доверия к онлайн покупкам и модернизации логистики. Нет рынка больше по возможностям для роста, чем Африка.
Для людей на Западе обычным явлением является взгляд на Африку как на бедный континент, где всё, что не является крайне необходимым, например покупки в Интернете, является роскошью для крошечной части элиты. Реальность, конечно, намного сложнее.
Сегодня в Африке есть молодое население, быстрорастущие города и соответствующие располагаемые доходы. Африка – это 54 страны, каждая из которых находится на своей стадии экономического развития. Самая густонаселенная страна Африки – Нигерия – также является крупнейшей на континенте экономикой, опережая по своему размеру многие развитые страны, включая Ирландию, Израиль и Норвегию.
Также мы рекомендуем прочитать практическую инструкцию о том, что такое DMT или минимальный порог стоимости товара, который нужно учитывать при работе с международными маркетплейсами.
Выручка от розничной онлайн торговли в Африке оценивается примерно в 20 миллиардов долларов в год, что составляет всего 3,5% от общего объема розничных продаж. Это ставит уровень онлайн продаж во всей Африке на более низкий уровень чем в Австралии. Но население Африки, составляющее 1,35 миллиарда человек, находится на одном уровне с Китаем. В отличие от Китая, население Африки быстро растет, поэтому демография будут оставаться смещённой в сторону более молодых потребителей в ближайшие десятилетия.

Это означает, что у Африки есть всё для быстрого роста как в экономике в целом, так и в онлайн торговле. Потребуется несколько лет, чтобы догнать такие страны, как Китай, США и Япония, но африканский рынок электронной коммерции будущего может стать крупнейшим в мире.
Не важно, на каком маркетплейсе вы будете продавать свой продукт. На каждом из них нужно учитывать специфику местного потребителя. Например, рекомендуем прочитать статью о том, какие 5 факторов надо учитывать при планировании продаж онлайн в Юго-Восточной Азии.
Крупнейшие интернет магазины в Африке
№ | Название | Регион/Страна | Посещений/ месяц |
---|---|---|---|
1 | Jumia | Африка | 23.3 M |
2 | Takealot.com | ЮАР | 10.5 M |
3 | Souq | Ближний Восток | 10.0 M |
4 | Konga | Нигерия | 2.3 M |
5 | bidorbuy | ЮАР | 1.9 M |
6 | noon | Ближний Восток | 1.8 M |
7 | Zando | ЮАР | 569.9 K |
8 | Amazon | Международный | 445.5 K |
9 | Kilimall | Африка | 267.2 K |
Крупнейший онлайн маркетплейс в Африке – Jumia с 23 миллионами посещений в месяц. Jumia – единственный маркетплейс в списке с поистине панафриканским охватом, работающий в Нигерии, Египте, Марокко, Кении, Туниса и других странах континента.
Далее идет Takealot.com с 10 миллионами посещений в месяц, 96% из которых приходятся на его родную страну – ЮАР.
На интернет площадку Souq также заходят около 10 миллионов посетителей в месяц, большинство из которых из Египта. Souq, изначально принадлежавший к ближневосточному бизнесу, был приобретен Amazon в 2017 году. Его сайты в ОАЭ и Саудовской Аравии были полностью переименованы в Amazon, но название Souq осталось в Египте.
Из других африканских онлайн маркетплейсов: Konga ориентирована на Нигерию, bidorbuy – это интернет магазин из ЮАР, noon ориентирован на Ближний Восток с 11% трафика из Египта, Zando – на южноафриканский рынок, а Kilimall работает в основном в Кении. Amazon, конечно же, является самым международным среди всех, однако лишь малая часть его трафика приходится на Африку (0,01%). Он попадает в таблицу выше только потому, что мы установили минимальный уровень трафика из Африки на уровне 250 000 посещений в месяц.
Мобильные телефоны – это основные устройства, используемые для доступа в Интернет в Африке, особенно в сельских районах. Примерно 250 миллионов африканцев имеют смартфоны, и плата за передачу данных может быть высокой. Поэтому многие пользователи предпочитают делать покупки через мобильные приложения. Использование мобильных приложений маркетплейсов из таблицы выше не отражается в данных о трафике, поэтому общее ежемесячное использование для каждого из этих интернет магазинов будет выше заявленного.
Jumia в Африке
№ | Страна | Посещений / месяц | % от всех посещений |
---|---|---|---|
1 | Нигерия | 7.9 M | 31% |
2 | Марокко | 4.3 M | 17% |
3 | Египет | 3.6 M | 14% |
4 | Кения | 2.3 M | 9% |
5 | Тунис | 1.4 M | 6% |
6 | Кот-д’Ивуар | 1.2 M | 5% |
Прочие | 4.7 M | 18% |
Jumia открылся в 2012 году как проект немецкой стартап-студии Rocket Internet, и ее штаб-квартира по-прежнему находится в Берлине.
Крупнейшим рынком компании является Нигерия, которая обеспечивает 31% ежемесячного трафика Jumia. У Jumia есть сайты, локализованные для десяти различных африканских стран, шест из которых обеспечивают более миллиона посещений в месяц: Нигерия, Марокко, Египет, Кения, Тунис и Кот-д’Ивуар.
У Jumia есть несколько других интернет-проектов в Африке, включая услуги по путешествиям, доставке еды и оплате. Компания также предоставляет продавцам на своей торговой площадке логистические услуги, аналогичные Amazon FBA. Благодаря широкому охвату Африки и разнообразию услуг, Jumia стала известна как «Amazon Африки». Однако экспансия Jumia в Африке не всегда была гладкой: деятельность в Камеруне и Танзании приостанавливалась из-за нестабильной обстановки в этих странах.
Jumia предлагает на своей площадке распродажи «Черная пятница», программу бесплатной доставки под названием «Jumia Prime», покупки для бизнеса и прямые покупки из-за границы.
Компании, находящиеся за пределами Африки и заинтересованные в продажах на маркетплейсе Jumia, должны быть владельцами торговых марок или авторизованными торговыми посредниками. Программа «Доставка из-за рубежа» или «Jumia Global» обеспечивает для производителей доступ к площадке для иностранных компаний, а сборы площадки варьируются в зависимости от категории товара.
Takealot.com в ЮАР
№ | Страна | Посещений / месяц | % от всех посещений |
---|---|---|---|
1 | ЮАР | 10.4M | 96% |
Прочие | 438.9K | 4% |
Takealot.com – крупнейший интернет-магазин в ЮАР, запущенный в 2011 году. В 2015 году он объединился с конкурентом Kalahari.com, а с 2018 года Takealot принадлежит южноафриканскому интернет-конгломерату Naspers.
Сегодня Takealot.com – это онлайн маркетплейс и отдельный розничный продавец с товарами из всех категорий. Его посещают десять миллионов человек и 1,8 миллионов покупателей в месяц.
Takealot.com регламентирует процесс утверждения товаров от новых продавцов и взимает ежемесячную абонентскую плату в размере около 18 долларов. Комиссионные площадки составляют от 6 до 18%.
Takealot.com имеет собственные распределительные центры и пункты приема посылок по всей стране. Все заказы отправляются в распределительный центр Takealot для дальнейшей доставки покупателю. Продавцы могут либо хранить свои запасы в Takealot для немедленной доставки покупателю, либо отправлять каждый заказ в распределительный центр индивидуально. Преимущество хранения продуктов на Takealot.com состоит в том, что они всегда отображаются как «в наличии» и показываются в приоритетном порядке.
Takealot.com владеет южноафриканским интернет-магазином модной одежды Superbalist и службой доставки еды Mr D Food.

Souq в Египте
№ | Страна | Посещений / месяц | % от всех посещений |
---|---|---|---|
1 | Египет | 10.0M | 92% |
2 | Саудовская Аравия | 198.0K | 2% |
Прочие | 698.0K | 6% |
Souq был основан в 2005 году сирийским предпринимателем Роналду Мучаваром как аукционный сайт в стиле eBay. С 2010 года площадка перешла на модель электронной коммерции в стиле Amazon и стала крупнейшим онлайн маркетплейсом в арабском мире, работающим в ОАЭ, Саудовской Аравии и Египте. В 2017 году Souq был приобретен Amazon.
Souq был переименован в Amazon в ОАЭ и Саудовской Аравии, но продолжает использовать название Souq в Египте, где его посещают почти десять миллионов человек в месяц. Он предлагает широкий ассортимент товаров, включая электронику, бытовую технику, товары для дома, продукты питания, книги, игрушки и товары для фитнеса. Souq – это как розничный торговец, так и онлайн магазин. В настоящее время сайт сохраняет дизайн и брендинг Souq, которые по стилю аналогичны Amazon.
В Souq Египет имеется собственная система регистрации продавцов. Все заказы отправляются Souq, а не продавцом, поэтому производителям необходимо предоставить адрес склада или магазина в Египте, где курьер может забрать заказы. Комиссионные площадки – от 5 до 20%.
Souq также предлагает услугу фулфилмента под названием «Fulfilled by Souq», которая очень похожа на Amazon FBA. Товары этой по программе имеют более высокий рейтинг в поиске, более высокий приоритет для кнопки «Купить» и доступны для самовывоза покупателем и международной доставки. Они также могут принять участие в «Белой пятнице», которая на Souq эквивалентна Черной пятнице.
О том, почему важны качественные фотографии для маркетплейсов, читайте тут
Другие маркетплейсы в Африке
Konga работает в основном в Нигерии, где у неё 2,3 миллиона посещений в месяц. Этот онлайн магазин был запущен в 2012 году и предлагает все категория товаров, включая компьютеры, телефоны, одежду, товары для дома, игрушки и многое другое. Konga – это онлайн площадка и прродавец в одном лице, имеющий собственную логистическую службу и сеть пунктов сбора под названием Kxpress.
Bidorbuy – это второй по величине сайт онлайн торговли в ЮАР, который посещают 1,9 миллиона человек в месяц. Он начал работу в 1999 году по модели онлайн-аукциона eBay, но сейчас наиболее популярным форматом являются листинги с фиксированной ценой. Bidorbuy – это торговая площадка, а не продавец. Многие продавцы на Bidorbuy – это компании, а на сайте действует комплексная программа защиты покупателей.
Kilimall, названный в честь горы Килиманджаро, был основан в Кении в 2014 году, который ежемесячно посещают 270 000 посетителей из Кении, что составляет 81% от общего трфика. Стоит обратить внимание, что 14% посетителей Kilimall из Китая. Kilimall – это исключительно онлайн-торговая площадка, а не продавец, но у нее есть собственная служба доставки и специальные программы покупок.
Если у вас остались вопросы, просто свяжитесь с нами и опишите ваш продукт и желаемый регион продаж, а мы поможем подобрать для вас целевой маркетплейс и расскажем о работе с ним.