Что такое органический сертификат (Органик / Био) и зачем он нужен экспортёрам?


Пожалуй, один из самых нашумевших терминов за последнее десятилетие в отрасли. То, что придаёт ценность вашему продукту автоматически в глазах большинства потребителей по всему миру – от Бразилии до Вьетнама. То, что даёт вам основание запрашивать более высокую цену на ваш продукт в магазинах…

Что такое органический сертификат


Сертификат Органик / БИО

Именно наличие сертификата Органик / БИО даёт вам можный инструмент в переговорах в импортёрами, а вашу компанию начинают рассматривать ни как новичка на рынке.

Но как и везде, с любой властью приходит и большая ответственность. В случае с органическим (БИО) продуктом, ваша ответственность – это ответственность перед потребителем, перед сертифицирующими органами (забегая вперёд скажем, что она гораздо выше чем в случае с халяль или кашрут сертификатами в плане аудита) и даже государственными органами.

В чём отличие “Органик” и “БИО”?

Мы не будем вдаваться в детали и определения, раскрывая небольшие различия в терминах, а скажем с точки зрения сертифицирующих органов и производителя.

Всё достаточно просто: если совсем упрощать, то термин “Органик” в основном используется в США, Канаде, Австралии, Азии и Ближнем Востоке, а термин “БИО” в основном используется странах ЕС.

Но правильнее называть продукт “Органик” (органический). В законодательствах стран, регулирующих оборот органических продуктов, используется именно термин “органический”.

Поэтому далее везде мы будем называть такой продукт “органический” или “Organic”.

В чём суть этого сертификата?

Как и другой сертификат, органический сертификат подтверждает, что продукт произведён в соответствии с определёнными практиками.

В случае с органическим продуктом вкратце в таким практикам относятся (список ниже служит лишь для понимания сути вопроса):

  • Разнообразный посев как предпосылка для эффективного использования ресурсов участка.
  • Очень строгие ограничения на использование химических синтетических пестицидов и синтетических удобрений, антибиотиков для домашнего скота, пищевых добавок, вспомогательных средств обработки и других материалов.
  • Абсолютный запрет на использование генетически модифицированных организмов.
  • Использование местных ресурсов, таких как навоз для удобрений или корма, производимые на ферме.
  • Выбор видов растений и животных, устойчивых к болезням и адаптированных к местным условиям.
  • Разведение домашнего скота на свободном выгуле и под открытым небом и обеспечение его органическими кормами.
  • Использование методов животноводства, соответствующих различным видам домашнего скота.

Конкретные требования определяются в каждой стране, имеющая собственные стандарты, определяющие органический продукт.

Как потребитель воспринимает орагническую продукцию

  • 79% считают, что производство органической продукции более ограничено с точки зрения использования пестицидов и антибиотиков.
  • 78% считают, что методы производства оказывают меньшее воздействие на окружающую среду, чем производство неорганических продуктов.
  • 76% считают, что органические продукты соответствуют стандартам защиты животных.
  • 72% считают, что эти товары более качественные.
  • 70% считают их более безопасными и здоровыми

Что такое органический сертификат


Рынок органических продуктов

Не будет преувеличением сказать, что это одна из самых динамичных отраслей, которая растёт абсолютно во всех странах.

Западная Европа (в первую очередь, Германия, Франция и Италия), Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия – рынки с уже устоявшимся спросом на такую продукцию. Потребители в этих регионах достаточно широко (но не факт, что глубоко) информированы о том, что такое органическая продукция.

Поэтому во многих каналах сбыта в этих странах, если вы работаете с премиальным продуктом или продуктом из полностью натуральных ингредиентов, одним из вопросов на переговоров наверняка будет “Есть ли у вас органический сертификат”.

На многие натуральные и премиальные продукты покупатели в этих странах уже сейчас ожидают наличие такокого сертификата.

В США и Европе уже существуют розничные сети, продающие исключительно органический продукт. Представьте себе насколько это развитые с точки зрения ассортимента рынки, что целые сети ставят на полки исключительно органический продукт! И это не магазины по 50 квадратных метров, а полноценные супермаркеты с тысячами SKU.

Что такое органический сертификат


В остальных регионах (Азия, Восточная Европа, Ближний Восток, Южная Америка) наличие сертификата Органик приветствуется, но потребитель скорее обратить внимание на другие характеристики вашего продукта в первую очередь, чем на на наличие знака Organic. К таким характеристикам в первую очередь относятся внешний вид, цена, необычность, понятность.

Потребитель в этих регионах во многом знаком с термином Organic, но скорее предпочтёт более дешёвый продукт при прочих равных.

Безусловно, в Азии или Ближнем Востоке есть специализированный органический ретейл, есть образованный потребитель, покупающий органический продукт. Но эти рынки еще растут и мотивация потребителя в таких регионах несколько иная. Поэтому сравнивать их с рынком США или Западной Европы сложно.

Европейский парламент приводит следующие данные о том, как европейские потребители воспринимают термин «органический» и какие ассоициации он вызывает у них:

Зачем экспортёру нужно это знать?

Всё просто. Вы как экспортёр должны понимать, что в некоторых случаях наличие сертификата Органик – ваш единственный шанс попасть в поле зрение определённых сетей и определённых импортеров.

Особенно это применимо к продуктам и напиткам в нишевых категориях c розничной ценой выше средней.

Кроме того, наличие такого сертификата должно быть обязательно выноситься на первый план в каналах коммуникации с потребителями. Конечно, это не исключает того, что и другие ключевые уникальные характеристики должны доноситься до потребителя в первую очередь. Однако в случае с органическим сертификатом – это must have.

Зачем экспортёру нужен сертификат Органик?

Уверены, что вы уже понимаете ответ на этот вопрос.

Чтобы быть в тренде, конкурентным, вызывать у потребителя позитивные эмоции, ассоциироваться с производителем, который производит продукт в духе времени – вам нужен органический сертификат.

Наличие органического сертификата не означает автоматически более высокие продажи. Скорее это означает, что вам как экспортёру нужно будет вкладывать в построение имиджа и продвижение своего продукта больше времени и усилий. Ведь иметь такой сертификат значит нацеливаться на продажи потребителю с более высокими запросами.

Наш совет: имейте в линейке и регулярный продукт без сертификата, и аналогичный с органическим сертификатом

Это поможет вам диверсифицировать свои продажи в различных каналах продаж и иметь более сильные позиции на переговорах.

Органический продукт, как правило, более дорогой по своей природе. Соответственно, его продажи более низкие (в целом), поэтому любой торговой сети интересно поставить в органический отдел ваш органический продукт, а на обычную полку – обычный. Так они смогут не жертвовать своей прибылью по вашему контракту.

Что такое органический сертификат


Какие есть обязательства у экспортёра?

Как писали, с властью приходят и обязательства. Не останавливаясь на очевидных вещах вроде ответственность перед потребителем за содержание в составе продукта и поддержвание качества, давайте вкратце остановимся на ответственности перед законом.

Как экспортировать вам, так и импортировать вашему импортёру в большинство стран, где органический продукт законодательно закреплен в местных законах, будет часто невозможно без имеющейся регистрации.

Другими словами, часто и вам, и вашему импортёру нужно будет пройти долгую, иногда затратную и не всегда понятную процедуру регистрации как поставщика/покупателя органического продукта.

Наличие такой регистрации вносит вас в систему, к которой обращаются таможенные органы и ретейлеры при работе с органическим продуктом.

Обратите внимание, что так как в различных странах по-разному регулируется оборот органической продукции (об этом мы расскажем в другой статье). Вам нужно самостоятельно определять свои действия в каждом случае для каждой страны.

Например, для поставок в ЕС вам нужно декларировать каждую поставку отдельно, фиксируя это как на таможне в ЕС, так и у сертифицирующего органа. Отсутствие правильно заполненного уведомления или декларирование как органического продукта неорганического продукта может привести к печальным последствиям. Самое меньшее из того, что за этим может последовать – задержка товара на таможне до момента предоставления документов. На вас также могут ни только наложить огромные штрафы, но и лишить права как вас, так и вашего импортёра поставлять в ЕС в будущем органическую продукцию.

Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться со всеми требованиями ни только самого процесса сертификации, но и поставок органического продукта заранее. Обязательно при этом обсудить каждый пункт поставки органического продукта с вашим импортёром заранее.

Для вашего импортёра не должно стать неприятным сюрпризом внезапная обязанность по дополнительной отчетности и аудиту его складских площадок если вы вдруг захотели поставлять органический продукт через него.

Наш совет: заранее пройдитесь по всей цепочке поставок органического продукта, проверяя все требованиям к каждому звену этой цепи.

Повторимся: мало получить органический сертификат, необходимо и правильно доставить его до конечного потребителя.

Можно ли называть органическим продукт, который официально несертифицирован как органический?

И да, и нет.

Если вы поставляете органический продукт в страну, где нет официально закреплённого определения такого продукта и его оборота никак не контролируется, то это можно делать.

В любом другом случае, это запрещено.

То есть, вы не можете написать на этикетке неорганического продукта слово “Organic” и поставлять его в США. Вы также не можете использовать целый ряд слов, которые дают ложное представление потребителю о том, что продукт органический, хотя по факту это не так. К слову, вы не можете так делать и по целому ряду других случаев ни только с органическим продуктом.

Более того, сертфицирующий орган определяет требования где и как должен быть размещен такой логотип (требования более строгие, чем у сертификата халяль или кашрут).

Поэтому мы рекомендуем вам получать полную информацию об органических продуктах в том органе, где вы намерены получить такой сертификат. Также вам необходимо изучить требования каждой страны в отдельности. Ваша обязанность как экспортёра поставлять товар в соответствии с требованиями страны импорта. Ваш сертифцирующий орган в таких случаях не может ни в коем случае выступать вашим полнцоенным консультантом по поставкам в ту или иную страну.

Наш совет: всегда привлекайте как минимум 3 стороны к обсуждению поставок органического продукта – вы, ваш импортёр, ваш сертифицирующий орган.

Будет полезно также связаться с таможенными органами в стране назначения заранее, уточнив у них по дополнительным требованиям к оформлению транспортных и таможенных документов. Часто органический продукт должен быть оформлен по документам определённым образом.


Наша команда знает ни только требования по обороту органического продукта в большинстве страню Мы токже готовы от вашего имени провести первичные переговоры в стране назначения, либо прокоснультировать вас о специфике поставок органического продукта в конкрентную страну. Не стесняйтесь написать нам, ведь вооружен тот, кто предупреждён.

Материалы сайта предназачены для частного ознакомления и разрешены для использования в любом виде только с разрешения владельца сайта © 2021
Подписаться на статьи
LinkedIn
Telegram