Пожалуй, один из самых нашумевших терминов за последнее десятилетие в отрасли. То, что придаёт ценность вашему продукту автоматически в глазах большинства потребителей по всему миру – от Бразилии до Вьетнама. То, что даёт вам основание запрашивать более высокую цену на ваш продукт в магазинах…

Сертификат Органик / БИО
Именно наличие сертификата Органик / БИО даёт вам можный инструмент в переговорах в импортёрами, а вашу компанию начинают рассматривать ни как новичка на рынке.
Но как и везде, с любой властью приходит и большая ответственность. В случае с органическим (БИО) продуктом, ваша ответственность – это ответственность перед потребителем, перед сертифицирующими органами (забегая вперёд скажем, что она гораздо выше чем в случае с халяль или кашрут сертификатами в плане аудита) и даже государственными органами.
В чём отличие “Органик” и “БИО”?
Мы не будем вдаваться в детали и определения, раскрывая небольшие различия в терминах, а скажем с точки зрения сертифицирующих органов и производителя.
Всё достаточно просто: если совсем упрощать, то термин “Органик” в основном используется в США, Канаде, Австралии, Азии и Ближнем Востоке, а термин “БИО” в основном используется странах ЕС.
Но правильнее называть продукт “Органик” (органический). В законодательствах стран, регулирующих оборот органических продуктов, используется именно термин “органический”.
Поэтому далее везде мы будем называть такой продукт “органический” или “Organic”.
В чём суть этого сертификата?
Как и другой сертификат, органический сертификат подтверждает, что продукт произведён в соответствии с определёнными практиками.
В случае с органическим продуктом вкратце в таким практикам относятся (список ниже служит лишь для понимания сути вопроса):
- Разнообразный посев как предпосылка для эффективного использования ресурсов участка.
- Очень строгие ограничения на использование химических синтетических пестицидов и синтетических удобрений, антибиотиков для домашнего скота, пищевых добавок, вспомогательных средств обработки и других материалов.
- Абсолютный запрет на использование генетически модифицированных организмов.
- Использование местных ресурсов, таких как навоз для удобрений или корма, производимые на ферме.
- Выбор видов растений и животных, устойчивых к болезням и адаптированных к местным условиям.
- Разведение домашнего скота на свободном выгуле и под открытым небом и обеспечение его органическими кормами.
- Использование методов животноводства, соответствующих различным видам домашнего скота.
Конкретные требования определяются в каждой стране, имеющая собственные стандарты, определяющие органический продукт.
Как потребитель воспринимает орагническую продукцию
- 79% считают, что производство органической продукции более ограничено с точки зрения использования пестицидов и антибиотиков.
- 78% считают, что методы производства оказывают меньшее воздействие на окружающую среду, чем производство неорганических продуктов.
- 76% считают, что органические продукты соответствуют стандартам защиты животных.
- 72% считают, что эти товары более качественные.
- 70% считают их более безопасными и здоровыми

Рынок органических продуктов
Не будет преувеличением сказать, что это одна из самых динамичных отраслей, которая растёт абсолютно во всех странах.
Западная Европа (в первую очередь, Германия, Франция и Италия), Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия – рынки с уже устоявшимся спросом на такую продукцию. Потребители в этих регионах достаточно широко (но не факт, что глубоко) информированы о том, что такое органическая продукция.
Поэтому во многих каналах сбыта в этих странах, если вы работаете с премиальным продуктом или продуктом из полностью натуральных ингредиентов, одним из вопросов на переговоров наверняка будет “Есть ли у вас органический сертификат”.
На многие натуральные и премиальные продукты покупатели в этих странах уже сейчас ожидают наличие такокого сертификата.
В США и Европе уже существуют розничные сети, продающие исключительно органический продукт. Представьте себе насколько это развитые с точки зрения ассортимента рынки, что целые сети ставят на полки исключительно органический продукт! И это не магазины по 50 квадратных метров, а полноценные супермаркеты с тысячами SKU.

В остальных регионах (Азия, Восточная Европа, Ближний Восток, Южная Америка) наличие сертификата Органик приветствуется, но потребитель скорее обратить внимание на другие характеристики вашего продукта в первую очередь, чем на на наличие знака Organic. К таким характеристикам в первую очередь относятся внешний вид, цена, необычность, понятность.
Потребитель в этих регионах во многом знаком с термином Organic, но скорее предпочтёт более дешёвый продукт при прочих равных.
Безусловно, в Азии или Ближнем Востоке есть специализированный органический ретейл, есть образованный потребитель, покупающий органический продукт. Но эти рынки еще растут и мотивация потребителя в таких регионах несколько иная. Поэтому сравнивать их с рынком США или Западной Европы сложно.
Европейский парламент приводит следующие данные о том, как европейские потребители воспринимают термин «органический» и какие ассоициации он вызывает у них:
Зачем экспортёру нужно это знать?
Всё просто. Вы как экспортёр должны понимать, что в некоторых случаях наличие сертификата Органик – ваш единственный шанс попасть в поле зрение определённых сетей и определённых импортеров.
Особенно это применимо к продуктам и напиткам в нишевых категориях c розничной ценой выше средней.
Кроме того, наличие такого сертификата должно быть обязательно выноситься на первый план в каналах коммуникации с потребителями. Конечно, это не исключает того, что и другие ключевые уникальные характеристики должны доноситься до потребителя в первую очередь. Однако в случае с органическим сертификатом – это must have.
Зачем экспортёру нужен сертификат Органик?
Уверены, что вы уже понимаете ответ на этот вопрос.
Чтобы быть в тренде, конкурентным, вызывать у потребителя позитивные эмоции, ассоциироваться с производителем, который производит продукт в духе времени – вам нужен органический сертификат.
Наличие органического сертификата не означает автоматически более высокие продажи. Скорее это означает, что вам как экспортёру нужно будет вкладывать в построение имиджа и продвижение своего продукта больше времени и усилий. Ведь иметь такой сертификат значит нацеливаться на продажи потребителю с более высокими запросами.
Наш совет: имейте в линейке и регулярный продукт без сертификата, и аналогичный с органическим сертификатом
Это поможет вам диверсифицировать свои продажи в различных каналах продаж и иметь более сильные позиции на переговорах.
Органический продукт, как правило, более дорогой по своей природе. Соответственно, его продажи более низкие (в целом), поэтому любой торговой сети интересно поставить в органический отдел ваш органический продукт, а на обычную полку – обычный. Так они смогут не жертвовать своей прибылью по вашему контракту.

Какие есть обязательства у экспортёра?
Как писали, с властью приходят и обязательства. Не останавливаясь на очевидных вещах вроде ответственность перед потребителем за содержание в составе продукта и поддержвание качества, давайте вкратце остановимся на ответственности перед законом.
Как экспортировать вам, так и импортировать вашему импортёру в большинство стран, где органический продукт законодательно закреплен в местных законах, будет часто невозможно без имеющейся регистрации.
Другими словами, часто и вам, и вашему импортёру нужно будет пройти долгую, иногда затратную и не всегда понятную процедуру регистрации как поставщика/покупателя органического продукта.
Наличие такой регистрации вносит вас в систему, к которой обращаются таможенные органы и ретейлеры при работе с органическим продуктом.
Обратите внимание, что так как в различных странах по-разному регулируется оборот органической продукции (об этом мы расскажем в другой статье). Вам нужно самостоятельно определять свои действия в каждом случае для каждой страны.
Например, для поставок в ЕС вам нужно декларировать каждую поставку отдельно, фиксируя это как на таможне в ЕС, так и у сертифицирующего органа. Отсутствие правильно заполненного уведомления или декларирование как органического продукта неорганического продукта может привести к печальным последствиям. Самое меньшее из того, что за этим может последовать – задержка товара на таможне до момента предоставления документов. На вас также могут ни только наложить огромные штрафы, но и лишить права как вас, так и вашего импортёра поставлять в ЕС в будущем органическую продукцию.
Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться со всеми требованиями ни только самого процесса сертификации, но и поставок органического продукта заранее. Обязательно при этом обсудить каждый пункт поставки органического продукта с вашим импортёром заранее.
Для вашего импортёра не должно стать неприятным сюрпризом внезапная обязанность по дополнительной отчетности и аудиту его складских площадок если вы вдруг захотели поставлять органический продукт через него.
Наш совет: заранее пройдитесь по всей цепочке поставок органического продукта, проверяя все требованиям к каждому звену этой цепи.
Повторимся: мало получить органический сертификат, необходимо и правильно доставить его до конечного потребителя.
Можно ли называть органическим продукт, который официально несертифицирован как органический?
И да, и нет.
Если вы поставляете органический продукт в страну, где нет официально закреплённого определения такого продукта и его оборота никак не контролируется, то это можно делать.
В любом другом случае, это запрещено.
То есть, вы не можете написать на этикетке неорганического продукта слово “Organic” и поставлять его в США. Вы также не можете использовать целый ряд слов, которые дают ложное представление потребителю о том, что продукт органический, хотя по факту это не так. К слову, вы не можете так делать и по целому ряду других случаев ни только с органическим продуктом.
Более того, сертфицирующий орган определяет требования где и как должен быть размещен такой логотип (требования более строгие, чем у сертификата халяль или кашрут).
Поэтому мы рекомендуем вам получать полную информацию об органических продуктах в том органе, где вы намерены получить такой сертификат. Также вам необходимо изучить требования каждой страны в отдельности. Ваша обязанность как экспортёра поставлять товар в соответствии с требованиями страны импорта. Ваш сертифцирующий орган в таких случаях не может ни в коем случае выступать вашим полнцоенным консультантом по поставкам в ту или иную страну.
Наш совет: всегда привлекайте как минимум 3 стороны к обсуждению поставок органического продукта – вы, ваш импортёр, ваш сертифицирующий орган.
Будет полезно также связаться с таможенными органами в стране назначения заранее, уточнив у них по дополнительным требованиям к оформлению транспортных и таможенных документов. Часто органический продукт должен быть оформлен по документам определённым образом.
Наша команда знает ни только требования по обороту органического продукта в большинстве страню Мы токже готовы от вашего имени провести первичные переговоры в стране назначения, либо прокоснультировать вас о специфике поставок органического продукта в конкрентную страну. Не стесняйтесь написать нам, ведь вооружен тот, кто предупреждён.