в 1.5 раза
увеличился экспорт продуктов питания из РФ за последние 6 лет
>150 стран
импортировали продукты питания из РФ в 2020 году
Страны СНГ
– основные импортеры молочной продукции РФ
на 10-15%
ориентировочно вырастет экспорт продуктов питания из РФ в 2021 году
Все страны разные, как и потребители, проживающие в этих странах.
Выбирайте ниже из списка тот регион, который вам интересен, и узнайте какие характеристики международных рынков присущи данному региону.

Откройте для себя страны Ближнего Востока, Индию и Африку
Экспортные возможности стран Ближнего Востока, Индии и Африки
Группа динамично развивающихся стран этой части света состоит из трех значимых регионов:
- Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри Ланка)
- Африка (мы фокусируемся на 16 странах в этом регионе)
- Ближний Восток с фокусом на страны Персидского Залива (GCC)– Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Кувейт и Катар, плюс Иран.
Ключевым событием 2021 года стент проведение в Дубае Expo 2021, которая была отложена с прошлого года и продолжится с 1 октября 2021 гоа по 31 марта 2021 года. Как минимум, 190 стран, включая Россию, примут участие в мероприятии.
Дубай – уже сейчас глобальный воздушный и морской логистический и торговый хаб: треть населения планеты проживает на расстоянии не более четырёх часового полета от Дубай, а две трети – на расстоянии не более 8 часов полета на самолета.
Ключевые перспективы региона:
- Несмотря на то, что вопрос продуктовой безопасности в странах GCC остаётся важной повесткой, перспективы для продуктового бизнеса России огромны ввиду нарастающего импорта на фоне открывающихся рынков. При этом страны GCC всё чаще идут навстречу российским производителям, ослабляя требования по входу на рынок, а импорт некоторых продуктовых категорий растет на десятки процентов ежегодно уже более 5 лет.
- Самая большая демократическая страна в мире – Индия – вторая по величине онлайн аудитории после Китая и самая крупная по количеству используемых смартфонов. E-commerce рынок Индии к 2027 году будет составлять более 250 миллиардов долларов США. В стране 100 миллионов индийцев с сильной покупательской способностью, знанием английского языка и желанием покупать премиальные продукты. Страна остается одним из крупнейших потребителей вегетарианских продуктов в денежном выражении на душу населения.
- Взрывной рост по всей Африке в таких ключевых секторах как инфраструктура, технологии, сельское хозяйство продолжают привлекать иностранный бизнес на континент. Это приводит к росту доходов и нарастающему импорту. Африка является одним из важнейших импортеров продуктов питания из России.

Откройте для себя Европу
Откройте для себя Европу
Несмотря на политические разногласия между Россией и Европой, товарооборот продолжает нарастать по целому ряду категорий продуктов – напитки, зерновые, кондитерские изделия.
Что ожидать от региона:
- Помните о Brexit. С 2021 года Великобритания – не Европейский Союз. Это значит теперь товар не может свободно перемещаться между этими странами и регионом. Однако ЕС продолжает быть одной из крупнейших экономик мира. ЕС характеризуется сильной разнородностью с точки зрения потребителя, потребляемых продуктов, уровня покупательской способности, однако ЕС всегда можно рассматривать как единый регион дистрибьюции.
- Адаптируйте ваш маркетинговый план под культурные особенности ЕС. Несмотря на достаточно монолитный рынок с точки зрения регулирования, всегда рассматривайте с маркетинговой точки зрения ЕС как большое лоскутное одеяло. Что хорошо работает в Германии, например, может провалиться во Франции, при этом онлайн торговля становится чрезвычайно важной почти по всему ЕС.
- Эко сознательность и пищевая безопасность. Европа – особенно экологически сознательный регион. Потребители требуют продукт из перерабатываемого пластика, вторсырья, а бренды должны быть открыты для честного диалога с потребителем на предмет происхождения сырья. На это же обращает огромное внимание и корпоративный мир.

Откройте для себя Азию
Откройте для себя Азию
Азия – слишком огромный регион, а каждая страна в ней – уникальна по всем характеристикам. Мы опишем лишь общие характеристики региона.
Традиционно Азия делится на Восточную Азию (Тайвань, Южная Корея, Япония) и Юго-Восточная Азия (Филиппины, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Бруней).
И Юго-Восточная, и Восточная Азия крайне разнородны по многим параметрам: покупательская способность, культные особенности, специфика потребления, уровень жизни, ценности, политические взгляды.
Вьетнам сейчас считается “горячим” регионом, но дорога к успеху тут для экспортеров хоть и открыта, но еще очень длинная, а экспортеры не очень любят крайне запутанный и конкурентный рынок Вьетнама. Ввиду торговых войн между США и Китаем, многие компании переехали сюда.
Малайзия считается отличным крепким среднячком, где потребитель уже достаточно искушен, но не на так избалован как в Сингапуре. Поэтому Малайзия – отличный плацдарм для запуска вашего продукта перед стартом продаж в Сингапуре.
Но и Сингапур остается привлекательным как торговый хаб с минимальными налогами для многих экспортеров, что делает товар более доступным. Это отличный рынок для напитков и снэков.
Экспортеры должны быть заинтересованы в рынке по этим причинам:
- Разговаривайте с рынком. Для знакомства с возможностями рынка мы рекомендуем как можно больше общаться с участниками рынка. Выстраивайте отношения так глубоко, как возможно, встречайтесь лицом к лицу, это крайне важно для этого региона.
- Сотрудничайте, чтобы конкурировать. Один из эффективных способов захвата рынка – сотрудничество с российскими компаниями, выигрывая как страна, а не компания. Наши главные конкуренты – иностранные компании.
- Расскажите свою историю. Россия – многокультурная и разнообразная страна. Расскажите свою уникальную историю, опираясь на уникальность России. Тем более Азия в большинстве своем благосклонно относится к российским продуктам питания, считая их качественными. Только такая уникальность поможет выиграть рынок.

Откройте для себя Китай
Откройте для себя Китай
Тот, кто не хотел мечтал однажды продавать в Китае, не экспортёр в душе. Но это далеко не самый простой рынок.
Экономический рост Китая, приведший к росту покупательской способности, где в авангарде стоит молодой потребитель, одиржимый цифровыми технологиями. В Китае 18-39-летние имеют самый высокий доход, а также наиболее открыты западному миру, проживая свои жизни в смартфонах. Удобство и быстрота – причины покупать онлайн для 62% таких молодых людей.
То, что делается для Китая – молоко, одежда, аксессуары и прочее – часто сильно отличается от того, что делается на Западе. Надо всегда учитывать это. Никогда не ожидайте, что тут вас поймут сразу же.
На что обращать внимание экспортерам:
- Думай как местный. Лучше нанять местного специалиста, если есть такая возможность. Местный всегда расскажет о продукте лучше вас. Положитесь на этот неоценимый опыт. Лучше вложить деньги в такого человека, чем пытаться сделать по-своему.
- Соблюдай формальности. Лица, принимающие решения – важно. Старайтесь встречаться с ними как можно чаще, либо встречайтесь с теми, кто знает рынок лучше других.
- Отличайся. В Китай идут все. Поэтому ответьте на вопросы прежде: чем ваш продукт отличается от остальных? Какую проблему решает? Кстати, мы сделали для вас такую анкету. Смотрите вкладку “Полезные документы”.

Откройте для себя Австралию и Океанию
Откройте для себя Австралию и Океанию
Австралия – крупнейший и самый богатый рынок региона. Это небольшой по
численности, но открытый рынок для интересных продуктов.
Австралия как многонациональная страна будет интересна многим. Но будьте уверены в том, что австралийские импортеры будут крайне придирчиво рассматривать ваш продукт, а вам надо будет иметь очень сильные аргументы в свою пользу.
Новая Зелания – меньшая по размеру экономика, достаточно самодостаточная в пищевой отрасли. Однако часто компании, работающие в Австралии, работают с Новой Зеландией через своего австралийского партнера, что очень удобно.
Сетевой ретейл канал не самый разнообразный, но крайне сложный для входа. И тут у нас есть опыт вхождения в местные сети.
Старайтесь выделяться здесь инновациями и высочайшим качеством.

Откройте для себя США и Канаду
Откройте для себя США и Канаду
Несмотря на напряженные отношения с этими странами, у России есть потенциал в экспорте продуктов питания в США и Канаду.
Учитывайте, что здесь рынком управляют корпорации и огромные сети.
Процесс входа в такие сети – крайне сложный и длинный процесс, который с лихвой себя окупает через 2-3 года.
Будьте готовы к тому, что цепочка дистрибьюции здесь также сильно отличается, поэтому тут вам пригодится наш опыт в работе с местной розницей.
Онлайн продажи продолжают расти, поэтому рассмотрите возможность омниканальных продаж.
Мы также рекомендуем нанять местного специалиста тут, так как доверие к такому специалисту на местном рынке выше.
Что нужно учитывать:
- Точно знайте свою нишу. Надо быть крайне точным в выборе своей нише. Но как только вы ее займете, результаты будут колоссальными. Будет супер сфокусированы на своей нише, но готовы к вложениям в продвижение.
- Нетворкинг – всё. Никогда не знаете, с кем говорите – покупатель, закупщик, директор, ретейлер. Все держаться очень демократично, поэтому старайтесь работать над построением отношений уже с самого начала. Если вы понравитесь – вас обязательно порекомендуют.
- Делите свой план продаж на два, а время ожидания умножайте на два. Здесь всё занимает больше времени, а результаты приходят чуть позже, но они крайне прибыльны.

Откройте для себя Латинскую Америку
Откройте для себя Латинскую Америку
Не самый простой для входа рынок. Это родина самых крупных производителей напитков и продуктов питания. Это основной поставщик продуктов для Северной Америки.
Протягивающийся от Мексики и Карибов на севере до Аргентины и Чили на юге, регион – родина для 650 млн человек.
Здесь живут как супербогатые, так и крайне бедные потребители. Поэтому четко понимайте, в какую конкретно страну региона вы предлагает свои продукты.
Что нужно учитывать экспортерам:
- Латинская Америка – родина двух крупных экономик (Бразилия и Мексика)
- Здесь проживает самое большое количество испаноязычных и португалоязычных потребителей
- Покутели почти не говорят на английском языке. Забудьте про презентации на английском языке.