Рекордные по количеству 1067 продуктов были зарегистрированы в Японии в рамках национальной системы учёта функциональных продуктов (FFC) с апреля 2020 года по март 2021 года. Это наибольшее число продуктов питания, зарегистрированных за год, с момента запуска системы 1 апреля 2015 года.
Методы оценки функциональности продуктов
Система учёта FFC – это система уведомлений, в которой производители продуктов питания при регистрации в системе должны соответствовать определенным критериям, указывающим, что их продукты оказывают определённое влияние на здоровье.
Для того, чтобы продукт мог заявить о своей функциональности на этикетке, производитель должен иметь достаточно доказательств таких заявленных функций. Доказательства должны быть получены посредством рандомизированных контролируемых испытаний (RCT) или систематических наблюдений (SR).
Агентство по делам потребителей (CAA) в Японии несёт ответственность за администрирование системы FFC. При этом госорганы Японии сами не оценивают безопасность и эффективность зарегистрированного продукта. Все доказательства и непосредственная информация указываются на сайте CAA.
В 2020 году бОльшая часть функциональность продуктов была оценена с помощью систематических наблюдений (95,5%). Только 43 продукта (4%) были оценены посредством рандомизированных контролируемых испытаний, что ниже среднего показателя в 6,8% за предыдущие годы. Причина того, почему систематические наблюдения используются производителями чаще заключается в том, что точность систематических наблюдений в последние годы существенно выросла. Кроме того, их стоимость примерно в 2 раза ниже чем у контролируемых испытаний.
Растущие категории, зарегистрированные в системе
Система учёта FFC работает со многими категориями продуктов питания – начиная от диетических добавок или напитков типа йогурта и заканчивая свежими продуктами питания. Когда система только запустилась, большинство продуктов, которые зарегистрировались в системе, были диетическими добавками. В 2020 году в категории диетических добавок было зарегистрировано 578 продуктов, 450 – как полуфабрикаты и 39 – как готовые продукты. При этом категория напитков, зарегистрированных в системе растёт, составляя 74% продуктов в категории переработанных продуктов питания в 2020 году по сравнению с 45% в предыдущие годы.

Рост популярности функциональных продуктов
Что касается продаж в 2020 году, то в настоящее время в Японии в рознице продаётся 351 продукт, зарегистрированных как функциональные продукты питания. Остальные либо уже сняты с полок, так как они вносят изменения в свою рецептуру, либо полностью отозваны. Некоторые производители отказываются от дальнейшего производства и продажи своих функциональных продуктов, так как не видят перспектив продаж после тестового периода.
Несмотря на пандемию COVID-19, система учёта FFC получила от производителей рекордное количество заявок в 2020 году. Ожидается, что на функциональные продукты в Японии придётся объём продаж в размере 300 миллиардов иен (2,7 миллиарда долларов США) в 2020 году, что на 25% больше, чем в предыдущем году.
В наших новых статьях мы расскажем о том, какие ингредиенты в основном декларировались производителями как функциональные в Японии. Кроме того, мы перечислим функциональные преимущества, заявляемые такими производителями.