«Что мне поесть сегодня?» Это вопрос, который мы задаем себе каждый день, и для многих ответ – самое яркое событие дня.
Для большинства индонезийцев считается нормой добраться автостопом до ресторана и насладиться своим ужином. По мере развития индустрии продуктов питания и напитков в Индонезии расходы в ней индонезийцев составляют от 30 до 40 процентов от всех расходов. Более того, каждый третий индонезиец привык перекусывать более 3 раз в день.
2020 год был определенно тяжелым годом для большинства из нас. Однако, если посмотреть на это с другой стороны, нам посчастливилось поработать из дома. А это значит, что мы можем подразнить наши вкусовые рецепторы новыми вкусами, проводя больше времени дома.
В мгновение ока продолжающаяся пандемия изменила предпочтения потребителей и ландшафт индустрии, заставляя новые тренды индустрии продуктов питания и напитков в Индонезии появляться и развиваться быстрее и масштабнее.
Растущий рынок продуктов питания и напитков Индонезии
При рынке приблизительно в 197 миллионов пользователей интернета и росте в 9% по сравнению с прошлым годом, интернет дал индонезийцам доступ к различным услугам. Один из бенефициаров – индустрия еды и напитков. Индустрия общественного питания в Индонезии оценивается в 42 млрд долларов США при значительном росте онлайн каналов. За последние четыре года продажи в онлайн каналах выросли как минимум в 5 раз больше, чем в офлайн каналах. Во многом этому способствовали быстрое развитие служб доставки и активизация ретейлеров в соцсетях.
Создание онлайн платформ по доставке еды
Одно из изменений в индустрии еды и напитков – создание платформ по доставке еды. Сегодня у пользователей есть возможность покупать еду через такие платформы как GrabFood или GoFood. Это, в свою очередь, изменило то, как потребители взаимодействуют с брендами.
Во-первых, в 2019 году потребители, открывающие приложения GrabFood или GoFood, обычно ищут бренды продуктов питания, вводя их в поисковую строку, прокручивая результаты. Продавцы продуктов питания понимают эти изменения и за счет интеграции с платформами доставки продуктов питания открывают для потребителей новые возможности для знакомства с их брендами продуктами.
Кроме того, создание платформ по доставке еды усилило конкурентную среду и создало больше возможностей для малого и среднего бизнеса. Службы доставки еды упростили доступ к брендам и позволили этим брендам достичь масштабируемости. Небольшие игроки с небольшим количеством торговых точек теперь могут достичь большей географии и ориентироваться на более широкую аудиторию. Поскольку доступность для покупателя является ключевым моментом, потребители только рады широкому ассортименту продуктов питания и напитков.

GoFood и GrabFood – лидеры рынка по доставке еды
Впервые GoFood был запущен в марте 2015 года, а GrabFood – в мае 2016 года. С тех пор две платформы доставки еды прошли долгий путь. В прошлом ретейлеры не интегрировали свои продажи с платформами доставки. В результате покупатели размещали заказ на платформе ретейлера и ждали доставку заказа в магазин продавца. С растущим распространением платформ доставки и цифровых платежей, все больше продавцов готовы интегрировать свои системы с этими приложениями. Это позволило отправлять заказы непосредственно в ресторан и готовить еду ещё до прибытия покупателя. Что в свою очередь привело к сокращению сроков выполнения заказа.
Судя по внутренней статистике Gojek, индонезийцы быстро адаптировались к доставке еды. С 2018 по 2020 год Gojek более чем удвоил количество пользователей GoFood, достигнув при этом CAGR почти 30% по числу зарегистрированных продавцов. И Grab, и Gojek подчёркивают прибыльность отрасли, поэтому неудивительно, что к ней присоединились такие гиганты электронной коммерции Shopee и Tokopedia. С запуском Shopee Food в этом году будет интересно наблюдать за конкуренцией платформ доставки еды, открывающей всё больше возможностей в индустрии продуктов питания и напитков.
Изменение вкусов индонезийцев
Благодаря доступности для потребителей платформ доставки еды, всё большее число новых игроков в этой отрасли бросают вызов существующим игрокам и заполняют существующие пробелы на рынке. Хотя для многих индонезийцев, например, рис является понятным и массовым блюдом, большинство не может назвать ни одной местной торговой марки. Фактически, большинство индонезийцев едят небрнедированнуе блюда, завернутые в оберточную бумагу и продаваемые на уличных лотках, называемых вартегами (warteg). Только в районе Большой Джакарты насчитывается около 40 000 вартегов, поэтому неудивительно, что они являются одним из самых популярных вариантов местной еды.

Несмотря на популярность вартегов, молодое поколение потребителей становится более разборчивым и предпочитает более качественные продукты. В результате мы замечаем, что сегодня всё новые бренды F&B фокусируются на местной индонезийской кухне. Эти новые бренды доступны по цене, ориентированы на массового потребителя и доступны на платформах доставки еды. Более того, современные индонезийские бренды F&B используют качественные ингредиенты и используют привлекательную упаковку. Прошли те времена, когда еда, завернутая в оберточную бумагу, была нормой. Сегодня индонезийские блюда используют привлекательные упаковки и легко доставляются потребителям. В отличие от известных игроков, современные индонезийские бренды F&B стремятся возродить вкус индонезийской кухни.
Тренды индустрии продуктов питания и напитков в Индонезии
Существующие и новые игроки адаптируются к распространению платформ доставки еды. Ускоренная пандемией, мы обнаружили две новые тенденции:
Тренд 1. Dark (cloud) kitchen
Благодаря росту платформ доставки еды dark kitchen стали жизнеспособным решением для масштабирования. Dark (cloud) kitchen – это коммерческие помещения по готовке еды, ориентированные на доставку еды и интегрированные с платформами доставки еды. Несмотря на это определение, существуют разные типы dark (cloud) kitchen.
- Модель фуд-корта: операторы арендуют коммерческую площадь и делят площадь с другими операторами. Такие операторы часто не ориентированы на бренд. В Индонезии модель фуд-корта взяли на вооружение Grab и Gojek.
- Модель брендированного dark (cloud) kitchen: операторы обычно занимают свою площадь и имеют собственное оборудование. Такие операторы могут одновременно заниматься приготовлением своей брендированной еды и её продвижением.
- Гибридная модель: операторы этого сегмента одновременно предлагают свою кухню в аренду другим, а также производят собственную брендированную еду. Поскольку кухни таких операторов могут конкурировать с брендами, производимыми арендаторами, операторы при гибридной модели более избирательны в предоставлении услуг аренды определенным игрокам.
Модель dark (cloud) kitchen стимулирует новичков отрасли начать свой предпринимательский путь с минимальным риском.
Тренд 2: Онлайн брендированные рестораны
Помимо создания моделей dark (cloud) kitchen, мы отметим развивающуюся тенденцию в продвижении новых игроков индустрии продуктов питания и напитков в основном через онлайн каналы. Эта модель построения бренда использует dark kitchen для запуска новых брендов еды и напитков, экспериментируя с новыми рецептами. Большинство новичков так могут легко определить соответствие своего продукта рынку, просто запустив и протестировав новую рецептуру.
Традиционно в Индонезии открытие торговой точки может стоить от 75 000 до 450 000 долларов США при среднем сроке окупаемости более 12 месяцев. Эти вложения с высоким риском привели к тому, что предприниматели стали более осторожными в попытках пробовать что-то новое. Однако, используя dark (cloud) kitchen, новые бренды индустрии продуктов питания и напитков могут собирать данные по покупателю, не придерживаясь фиксированного местоположения. Вместо этого у этих брендов есть возможность менять местоположение и изменять меню в соответствии с предпочтениями целевой аудитории.