На Ближнем Востоке растет потребление соков, и некоторые из крупных компаний региона стараются и дальше расширять этот рынок.
Согласно MarketResearch.com, рынок соков в богатых странах Персидского залива вырастет почти на 7% в период с 2020 по 2025 год. За предыдущие два года при этом динамика спроса также удвоилась, особенно в категории полезных напитков с овощами и семенами.
В Катаре рынок смузи достигнет 53,5 млн долларов к 2025 году. Это показывает рост на более чем 4,8% за пять лет по сравнению с 0,9% в 2015-2020 годах.
Заботящиеся о своем здоровье катарские любители сока переходят как на более качественные соки, так и на соки длительного хранения. Катарцы также хотят знать о происхождении своих напитков, предпочитая больше локальные напитки с наименьшим углеродным следом.
Рост внутреннего производства как ответ на национальную политику
Для Катара сок – следующий логический шаг на пути к самообеспечению в продовольствии и ключевой элемент стратегического экономического плана страны, известного как Национальное видение 2030. Соки местного производства отвечают амбициям Катара по обеспечению продовольственной безопасности и спросу на продукты местного производства. Многие из них могут быть произведены существующими сельскохозяйственными фирмами, стремящимися перейти в новые отрасли в рамках своих планов роста.
Например, Baladna – ферма площадью 2,4 миллиона квадратных метров, построенная для производства свежего молока после блокады почти четыре года назад – обеспечила безопасность молочного животноводства Катара. Сегодня 22 000 коров Baladna, которые живут к северу от Дохи, дают молоко на каждые восемь из десяти выпитых в стране стаканов.
Катарский рынок соков в настоящее время оценивается примерно в 80 миллионов долларов, сохранив свою ёмкость в прошлом году, несмотря на пандемию Covid. Как и в случае с подсектором смузи, нет никаких сомнений в том, что продажи будут расти быстрыми темпами в ближайшие годы, особенно в придверии чемпионата мира по футболу 2022 года, когда ожидается наплыв посетителей.
Чтобы удовлетворить спрос, отечественным игрокам придется предлагать более широкий ассортимент соков. Например, Baladna в 2020 году начала производство ряда соков с длительным сроком хранения; они уже составляют почти пятую часть всего рынка.
Для производства соков сроком годности до девяти месяцев требуются инвестиции в производство. При этом расширение существующих мощностей происходит более высокими темпами, чем происходит рост самого рынка.
Российские компании, желающие выйти на рынок Катара, также должны будут учитывать обязательства страны в области устойчивого развития.
Производители стараются внедрять инновации
Кроме того, катарские компании, производящие соки, собираются внедрить ряд экологически безопасных методов. Скорее всего, они будут включать переработку пластиковых бутылок, методы энергосбережения в процессе производства. Закупка сырья наверняка будет также у локальных фермеров или в соседних стран, придерживающихся той же философии устойчивости.
Таким образом, с одной стороны, растущий внутренний рынок соков Катара не только растёт вслед за ожиданиями потребителя. Но и становится более конкурентным за счеёт появление локальных производителей в соответствии с политикой государства.
Компаниям из России и СНГ необходимо учитывать эти факторы, предлагая более уникальный продукт, предварительно изучив спрос и предложения.