Основываясь на данных розничных продавцов и наблюдениях за рынком, мы ожидаем неуклонного роста спроса на натуральные, органические, полезные для здоровья и продукты “free from” в странах Персидского залива. Располагаемый доход, всё более заботящийся о своем здоровье потребитель и инициативы правительства ОАЭ по снижению ожирения в ближайшие годы будут способствовать увеличению спроса на такие продукты питания.
Краткий обзор рынка ОАЭ
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) являются привлекательным рынком для экспортеров продуктов питания из-за зависимости страны от импорта (до 80% от всего потребления). Кроме того, страна уже стала глобальным торговым и транзитным хабом для товаров, предназначенных для более широкой дистрибьюции в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
По отраслевым оценкам, реэкспорт продуктов питания из ОАЭ увеличился более чем на 25% за последнее десятилетие, в то время как общий объем импорта сельскохозяйственной продукции в ОАЭ достиг 13,3 миллиарда долларов в 2018 году. Например, в 2020 году Соединенные Штаты экспортировали в ОАЭ сельскохозяйственной и сопутствующей продукции на сумму 1,2 миллиарда долларов. При этом большая часть поставок приходится на товары, ориентированные на розничного потребителя.
Натуральные и органические продукты питания
Еще в 2015-2017 годах выбор органических и «здоровых» продуктов питания в ОАЭ был ограничен и был представлен в основном в специализированной рознице. Сегодня потребители имеют доступ к множеству таких продуктов в большинстве крупных гипермаркетов, супермаркетах и даже в некоторых магазинах у дома страны. Кроме того, за последние несколько лет розничные продавцы ОАЭ стали выделять всё больше места на полках для органических продуктов, стремясь извлечь выгоду из растущего тренда.
Продажи товаров для здоровья и благополучия (в млн дирхам)
Категория | 2016 | 2017 | 2018 | Рост 2017/18, % |
“Полезные” | 428.3 | 466.8 | 516.5 | 10.6 |
Функциональные | 2,295.3 | 2,542.2 | 2,936.3 | 15.5 |
Не содержащие.. | 77.5 | 95.2 | 106.8 | 12.2 |
Натуральные | 2,922.9 | 3,125.4 | 3,409.1 | 9.1 |
Органические | 79.5 | 95.4 | 115.7 | 21.3 |
Для здоровья и благополучия | 5,803.4 | 6,324.9 | 7,084.5 | 12.0 |
Индустрия розничной торговли ОАЭ ориентирована на потребителей из четырех основных демографических групп: местных эмиратовцев, арабов, экспатов с Запада и выходцев из Южной Азии. Розничные игроки ни только следят за изменениями в потребительском поведении в этих группах, но также стараются продавать популярные продукты питания из стран происхождения этих групп. Эта форма маркетинга направлена на то, чтобы обеспечить лояльность потребителей в стране с фактически бесчисленным выбором товаров и услуг.
За последние несколько лет розничные продавцы заметили изменения в поведении в категории потребителей с высоким доходом. Эта категория стала уделять больше внимания питанию, а также экологически чистым продуктам питания.
Поставщики также сообщают о заметном увеличении расходов на продукты категории “Не содержат…”, органические и локально произведенные продукты питания. Особенно это заметно в категории свежие фрукты и овощи, заменители мяса и молочных продуктов и кето продукты.
Более того, массовая доступность товаров онлайн и сопутствующий рост онлайн торговли в регионе только усилит рост продаж этих категорий продуктов. Большинство сетевых ретейлеров уже продают свои товары как онлайн, так и оффлайн, предлагая также доставку на дом.
Пример традиционных сетевых игроков, которые также работают онлайн: Carrefour, Lulu, Choithrams, Organic Foods, Ripe.
30 апреля 2019 года Amazon объявила о запуске новой торговой площадки, ориентированной на ближневосточный рынок, после приобретения Souq.com и его ребрендинга в Amazon.ae.
Структура розничного рынка ОАЭ
Продовольственные магазины в ОАЭ делятся на две основные группы: современная и традиционная розница.
Современная розница включает организованные розничные сети, региональные продуктовые магазины, экспресс-магазины, специализированные продуктовые магазины, магазины “у дома”, онлайн магазины. Эта группа доминирует в стране, особенно в эмиратах Дубай и Абу-Даби.
Традиционная розница обычно характеризуется отдельными небольшими продуктовыми магазины ( по-арабски “baqala”), которые работают в среднем 18 часов в день, 7 дней в неделю и ориентированы на неотложные бытовые нужды и продукты питания с высоким оборотом. Традиционная торговля более распространена в таких северных эмиратах как Шарджа, Аджман, Фуджейра и Умм-Аль-Кувейн, где наблюдается меньшая доступность современных торговых точек.
Натуральные и органические продукты продаются как в современной, так и в традиционной рознице на всей территории ОАЭ, причем наибольший выбор представлен в Дубай и Абу-Даби.
Топ-10 продуктовых ритейлеров ОАЭ (количество ТТ)
Ретейлер | Гипермаркетов | Супермаркетов | Экспресс | Интернет магазин |
Carrefour | 42 | 78 | 25 | Да |
Lulu Group | 32 | 14 | 19 | Да |
Union Coop | 18 | 0 | 0 | Да |
Abu Dhabi Сoop | 16 | 3 | 11 | Да |
Sharjah Coop | 26 | 4 | 0 | Да |
Spinneys | 0 | 56 | 0 | Да |
Al Madina Group | 17 | 3 | 4 | Нет |
Nesto | 30 | 7 | 0 | Да |
Al Maya | 0 | 58 | 0 | Да |
Choithrams | 0 | 45 | 0 | Да |
Узнать больше о трендах розничного рынка ОАЭ или об условиях работы торговых сетей ОАЖ вы можете, связавшись с нами.