Инновации в области альтернативных белков набирают обороты во всем мире, и Африка не является исключением. В то время как такие американские инновационные компании как Beyond Meat и Impossible Foods сейчас находятся в центре внимания, растущая когорта стартапов на африканском континенте уже начала производить веганское мясо с учетом особенностей нигерийской кухни, а также культивируемые морепродукты и многое другое. Помимо самих производителей, экосистему поддерживают и африканские венчурные фонды, а также некоммерческие организации.
Инновации в стартапах
Стартапы, внедряющие инновации в области альтернативных протеинов, появляются по всей Африке. На рынке веганского протеина VeggieVictory стал первым в стране брендом мяса на растительной основе.
Базирующаяся в Лагосе, компания предлагает такие блюда на растительной основе, адаптированные к нигерийской кухне, как тушеное мясо efo riro, приготовленное из веганского мяса «Vchunks». Кроме того они производят такие блюда интернациональной кухни как котлеты для бургеров на основе сои без мяса, шаурму и хот-доги. Компания смогла привлечь внимание международных инвесторов, получив инвестии и начав готовится к выпуску веганского вяленого мяса.

В то время Хаким Джимо (Hakeem Jimo) – соучредитель и генеральный директор стартапа – утверждает, что финансирование со стороны инностарнных инвесторов является признаком сильного потенциала африканского рынка растительных продуктов.
При этом Африка также является родиной и культовых растительных брендов, в том числе Fry’s Family Food Co., основанной еще в 1991 году. Бренд со штаб-квартирой в ЮАР производит постные наггетсы, шницели, гамбургеры, хотдоги и сосиски, и даже веганские пироги.
В 2020 году бренд был приобретен LiveKindly Collective, став новым зонтичным брендом группы, куда входят такие компании как Oumph! и LikeMeat.

Продукты, не содержащие животный белок
Индустрия продуктов на растительной основе, возможно, является наиболее зрелой в Африке среди трёх основных столпов мира альтернативных белков. Однако африканские стартапы всё чаще обращаются и к другим технологиям – от выращивания клеток в лабораториях до ферментации.
Первый на континенте производитель мяса из выращенных в лаборатории клеток появился в прошлом году в ЮАР. Компания Mzansi Meat со штаб-квартирой в Кейптауне работает над созданием мясного фарша, гамбургеров и наггетсов. При этом нужно сказать, что бургеры и наггетсы широко используются в западной кухне, но не в африканских блюдах.
Когда стартап впервые был запущен в прошлом году, соучредители Бретт Томпсон и Джей Ван Дер Уолт дали понять, что планируют выращивать «мясо, которое можно использовать в традиционной кухне», а не только подходящее для западной кухни. Недавно стартап связался с президентом страны Сирилом Рамафоса для того, чтобы использовать клетки, взятых от его быков ватусси для производства своего мяса.

В ЮАР также существует компания Sea-Stematic – первая и единственная на континенте по выращиванию морепродуктов. Компания, основанная Марикой Куарсингх, планирует поставлять рыбу и целый ряд морепродуктов, выращенных в лабораториях, ни только в африканские рестораны, но и в рестораны по всему миру.
Азия – регион, в отношении которого Sea-Stematic настроены наиболее оптимистично. На этот регион в ближайшие несколько лет будет приходиться почти три четверти прогнозируемого роста спроса (21%) на лабораторные морепродукты.
De Novo Dairy – другой стартап, который отказался от использования белка из насекомых, используя вместо процесс ферментации. Этот новичок на рынке использует ту же технологию, что и Perfect Day, производя молочные белки без использования коровьего молока. Стартап производит белки, идентичные традиционным, которые не содержат лактозу, делая из них сыры, йогурты и мороженое.

Сторонники экосистемы
Но помимо самих стратапов, внедряющих инновации в пищевой индустрии, многочисленные инвесторы и некоммерческие организации также проявляют большой интерес к таким инновациям.
Например, Vegan Africa Fund – это венчурный фонд, помогающий масштабироваться компаниям, работающим с продуктами на растительной основе. Фонд со штаб-квартирой в Момбасе (Кения) предоставляет доступ к капиталу, поддерживая компании, использующие инновационные альтернативные белки, которые произведены в Африке.
Причина того, почему все больше потребителей в Африке, как и во всем мире, всё чаще выбирают продукты на растительной основе, связана с целым рядом проблем. Одна из них, конечно же, защита животных. Вот, где в игру вступают такие некоммерческие организации как Animal Advocacy Africa (AAA) – подразделение южноафриканской организации Credence Institute.
AAA повышает осведомленность общественности о тяжелом положении животных, поощряет выделение дополнительных средств на природоохранные проекты. Проект также инвестирует в образовательные кампании, чтобы изменить восприятие благополучия животных как преимущественно евроцентристской концепции.
Росту африканской индустрии продуктов на растительной основе также способствуют такие компании как Infinite Foods. Она доставляет продукты на растительной основе в страны Африки к югу от Сахары. Платформа, расположенная в ЮАР в Йоханнесбурге, предоставляет комплексные услуги для международных веганских брендов по выходу на африканский рынок, тем самым предоставляя потребителям региона широкий выбор продуктов, содержащих альтернативный белок.
Помимо работы с более чем 800 точками общественного питания по всему континенту, в том числе на Маврикии и Ботсване, Infinite Foods предлагает услуги маркетплейса. На площадке представлены такие бренды как Beyond Meat и Oatly, которые можно заказать прямо с доставкой на дом.