Когда кто-то думает о регионе, перспективного для экспорта растительных ингредиентов (например, соевый протеин, лецитин, подсолнечное масло, гороховый протеин и т.д.), экспортёру сразу приходит в голову ЕС или Юго-Восточная Азия. Без сомнения, эти регионы прибыльны из-за размера их экономик или быстро растущего уровня потребления. Тем не менее, большинство экспортёров упускают возможность поставок в страны Персидского Залива.
Почему страны Персидского Залива, а не другие регионы?
Кто-то подумает о соседней Индии или Турции, где ни только размер населения, но и традиционно спрос на подобные ингредиенты гораздо выше.
Например, в Турции, потребители традиционно едеят много сладостей и хлеба с добавленными растительными ингредиентами, такими как подсолнечное масло. Либо быстро меняющиеся привычки и широко распространяющийся тренд на здоровый образ жизни также добавляет веса в пользу Турции.
В Индии, например, также растёт спрос в хлебопекарной отрасли, что увеличивает спрос на использование растительного белка или пекарских смесей (например, соевый лецитин).
Не буду утверждать, что эти страны не стоят дальнейшей проработки, но они чрезвычайно сложны для входа. Взять, например, Турцию, где размер импортных пошлин крайне высок, а экспортёру необходимо получить местное разрешение, что достаточно трудоёмкий и длительный процесс. В Индии местное производство таких ингредиентов пытается заполнить пустующую нишу, что не мешает Индии импортировать тонны подсолнечного или соевого масла. Да, есть перспективы, но экспортёру будет крайне сложно добраться до своего покупателя.
Растительные ингредиенты в странах Персидского Залива
С другой стороны, когда мы говорим о GCC, регион не кажется перспективным. По крайней мере, в сравнении с другими регионами по ряду причин. Среди таких причин: традиционно высокое потребление мяса и молочной продукции. Эти продукты являются основным источником белка для местного потребителя.
Убирая в сторону факт, что страны GCC – более открыты для импортных продуктов, существуют и другие причины, почему экспортёры должны рассматривать регион серьезно.

Саудовская Аравия
Несмотря на то, что ОАЭ традиционно считаются точкой входа для всего региона, давайте начнём с Саудовской Аравии.
Саудовская Аравия – более сложный для входа рынок в том числе ввиду усложненной бюрократической процедуры для экспортёров, но при этом страна имеет очень развитуый пищевой производственный сектор.
Страна являются самой крупной по населению в регионе. Несмотря на то, что потребительские предпочтения саудитов в продуктах и напитках во многом схожи с потребителями в ОАЭ, существуют региональные отличия.
Например, Саудовская Аравия – не туристическая страна, а её население не такое этнически разнообразное как в ОАЭ. При этом саудиты считаются достаточно консервативными потребителями.
В в Саудовской Аравии существует развитый производственный сектор в области продуктов питания и напитков. Поэтому растительные ингредиенты могут здесь применяться и в кондитерской, и в области производства напитков.
Например, растительные ингредиенты могут добавляться в молочные напитки для добавления функциональных качеств. Но, будучи традиционной страной, растительные ингредиенты имеют ограниченный потенциал из-за сильных предпочтений в пользу традиционных молочных продуктов. Хотя тренд на функциональные напитки будт расти как и в других странах GCC).
При этом существует потенциал для растительных ингредиентов как глютен или соевый лецитин для пекарской индустрии, так как потребление хлеба, конфет и печенья крайне высок.
Также СА – сильный поставщик в Кувейт и Бахрейн, а ее население во многом имеет проблемы с перевариванием лактозы. Поэтому спрос на растительные ингердиенты будет и дальше в целом расти.
Объединенные Арабские Эмираты
ОАЭ – гораздо меньше по размеру населения в сравнении с Саудовской Аравии. Однако хлебопекарная и кондитерская индустрии чрезвычайно развиты, что также делает страну серьёзным поставщиком в другие страны GCC. Население ОАЭ более разнообразно этнически и культурологически, благодаря туристам и экспатам, чем население в СА.
Это делает страну более открытой новым трендам, как например, органическая еда, напитки с протеинами (читайте недавнюю статью на BevIndustry), а также мясо из растительных ингредиентов. Внимание к здоровому образу здесь также более распространено. Поэтому ОАЭ привлекательна для экспортёров продуктов на основе или с использованием растительных протеинов.
Также есть возможность и для поставщиков растительных масел. Несмотря на то, что соевое масло широко не используется в кондитерской и хлебопекарной индустрии, другие продукты, например, подсолнечное масло, глютен будут пользоваться спросом.
ОАЭ – поставщик продуктов питания ни только в страны GCC, но и для Южной и Юго-Восточной Азии, Это также делает страну потенциально интересной для экспортёров.
Прочие (но не по степени важности) страны Персидского Залива
Прочие страны региона не так значительны из-за размера спроса и проживающего населения. Более того, потребители тут более традиционны, поэтому для поставщиков не так много возможностей для развития.
Cтраны GCC – привлекательный рынок для поставщиков растительных ингредиентов. Пусть регион не так огромен, как азиатский рынок. Но его растущий спрос, сильные экономики и открытость новым продуктам делают его достойным фокусного подхода.