Онлайн торговля на Ближнем Востоке – это своего рода парадокс. Интернет широко распространён, и у потребителей есть деньги, которые они могут потратить, но экосистема отстает.
Ближний Восток – это уникальный географический регион, расположенный на трех континентах. В него входят как очень богатые нефтедобывающие страны, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, так и страны с более диверсифицированной экономикой, такие как Турция и Египет.
Также мы настоятельно рекомендуем прочитать практическую инструкцию о том, что такой DMT или минимальный порог стоимости товара при работе с международными маркетплейсами.
В регионе есть все необходимые предпосылки для успешной индустрии онлайн торговли. Население многочислено и молодо: 411 миллионов человек, из которых 28% – в возрасте от 15 до 29 лет. Совокупный ВВП стран Ближнего Востока составляет 3,9 триллиона долларов, что сопоставимо с Германией – четвертой по величине экономикой в мире.
С богатым населением и широким использованием Интернета онлайн торговля должна быть очень хорошо развита в регионе. Однако доля онлайн торговли в общем объеме розничных продаж на Ближнем Востоке составляет немногим более 2%. Даже в самых богатых странах Совета сотрудничества стран Персидского залива (GCC) онлайн продажи составляют всего 3% от общего объема розничных продаж. Для сравнения: в 2004 году онлайн торговля в США достигла 2% от общего объема розничных продаж, а сейчас составляет около 14%.
Уже сейчас на Ближнем Востоке прогнозируется быстрый рост онлайн коммерции. Ожидается, что онлайн продажи будут расти более чем на 11% каждый год. Это медленно, но верно увеличит долю рынка онлайн торговли.
Возможно, наиболее интересным аспектом электронной коммерции в этой части мира является высокая доля международных покупок. По оценкам, 66% онлайн покупателей на Ближнем Востоке покупали товары у продавцов за пределами своей страны. Это означает большую возможность для продавцов по всему миру.
Крупнейшие маркетплейсы на Ближнем Востоке
№ | Название | Страна / Регион | Посещений / месяц |
---|---|---|---|
1 | Trendyol | Турция | 80.2M |
2 | n11 | Турция | 76.9M |
3 | GittiGidiyor | Турция | 46.6M |
4 | Souq | Ближний Восток | 25.9M |
5 | Amazon | Международный | 22.5M |
6 | noon | Ближний Восток | 20.7M |
7 | Jumia | Африка | 6.2M |
Прежде чем мы рассмотрим крупнейшие торговые площадки, работающие на Ближнем Востоке, стоит изучить причины медленного распространения онлайн торговли в регионе.
Во-первых, важно осознавать различия между странами региона. Это богатые нефтью страны Персидского залива: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Оман и Бахрейн. Далее есть более разнообразные экономики Израиля, Турции и Египта. Наконец, есть страны, где есть гораздо более серьезные проблемы, чем создание индустрии электронной коммерции, интересной для жителей Запада – например, Иран, Ирак, Сирия, Ливан и Йемен.
Во многих странах региона отсутствуют развитые логистические системы, нет чёткой адресации, хороших дорог и надежных служб доставки. Использование кредитных карт также носит неоднозначный характер, поэтому широко распространены наложенные платежи и другие способы оплаты. Во многих странах региона значительная часть экономики по-прежнему основана на наличных деньгах. Поэтому производители и продавцы сопротивляются переходу в онлайн, где фиксируются все транзакции.
Наконец, существует широко распространенная культура посещения торговых центров, особенно в более религиозных странах, где алкоголь запрещен. Онлайн торговля предлагает удобство, но вряд ли это можно назвать семейным досугом, как например, посещение торгового центра с огромным выбором магазинов.
Турция – лидер по числу пользователей
Если посмотреть на развитие онлайн маркетплейсов на Ближнем Востоке, то Турция выделяется на фоне остальных. Три ведущих торговых площадки – Trendyol, n11 и GittiGidiyor – ежемесячно посещают 204 миллиона человек, и каждая из них используется почти исключительно турецкими покупателями.
Далее идет Souq, который с 2017 года принадлежит Amazon, но всё еще работает под собственным брендом в Египте. Сама Amazon занимает пятое место с более чем 7 миллионами посещений ее сайта в Турции в месяц, плюс бывшие веб-сайты Souq в ОАЭ и Саудовской Аравии, которые теперь работают как Amazon.ae и Amazon.sa. У Amazon в общей сложности 49 миллионов посетителей в месяц с учетом собственного бренда и трафика с Souq.
Единственная по-настоящему международная онлайн-площадка на Ближнем Востоке – noon – у которой 21 миллион посетителей в месяц, в основном из ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта.
Наконец, Jumia – африканский маркетплейс, основанный в Германии, ежемесячно посещают 6,2 миллиона посетителей из Египта. Поскольку этот интернет магазин явно имеет африканские черты, маловероятно, что он расширится на Аравийский полуостров. Тем не менее, Jumia подчеркивает уникальную природу Ближнего Востока, охватывающего три континента – от Европы на западной оконечности Турции до Азии и Африки.
Trendyol в Турции
№ | Страна | Посещений / Месяц | % от всех посещений |
---|---|---|---|
1 | Турция | 80.2M | 97% |
Прочие | 2.5M | 3% |
Trendyol – это крупнейшая платформа онлайн продаж в Турции. Она была основана в 2010 году как интернет-магазин модной одежды, но теперь тут можно купить широкий спектр большинства категорий товаров – электронику, товары для дома, продукты питания, товары для здоровья и ювелирные изделия.

На Trendyol работает 98 000 продавцов, большинство из которых являются частными лицами и небольшими компаниями, а в 2020 году эти продавцы продали на платформе 347 миллионов продуктов.
У Trendyol есть свои СТМ Trendyolmilla и Trendyol Man, которые компания продает на своем основном сайте в Турции, а также в Германии через trendyol.de. Сегодня этот интернет магазин предлагает доставку продуктов в некоторые районы Стамбула в течение часа, а также имеет собственную доставку под названием Trendyol Express.
В 2018 году компания Trendyol приобрела Dolap – торговую площадку для продажи товаров, бывших в употреблении и насчитывающую 1,1 миллиона продавцов.
Китайский интернет-гигант Alibaba инвестировал около 750 миллионов долларов в Trendyol в августе 2018 года, став мажоритарным акционером. Уже в следующем месяце после этого был запущен Amazon Turkey.
Только компании, зарегистрированные в Турции, могут продавать на Trendyol, поэтому иностранным компаниям необходимо будет создать местное юридическое лицо или работать через пдистрибьютора. Экосистема поддержки продавцов хорошо развита, предлагая базу знаний и обучающие мероприятия.
Amazon и Souq на Ближнем Востоке
№ | Страна | Посещений / Месяц | % от всех посещений |
---|---|---|---|
1 | Египет | 16.9M | 35% |
2 | ОАЭ | 15.1M | 31% |
3 | Саудовская Аравия | 9.1M | 19% |
4 | Турция | 7.3M | 15% |
У Amazon относительно небольшое присутствие в Турции с всего 7,3 миллионами посетителей Amazon.com.tr в месяц. Сайт был запущен в сентябре 2018 года, но Amazon потребовалось 2 года, чтобы создать логистическую и технологическую инфраструктуру, необходимую для опции Amazon Prime в стране.
На Ближнем Востоке, за исключением Турции, Amazon является крупнейшим онлайн маркетплейсом. Нарушая свою обычную стратегию, Amazon расширил свою деятельность в регионе, приобретя платформу Souq в марте 2017 года за 580 миллионов долларов.
Souq был основан во времена раннего развития онлайн торговли на Ближнем Востоке в 2005 году. Первоначально Souq следовал модели аукционов eBay, но с 2010 года перешел на модель с фиксированной ценой и каталогом как у Amazon. У Souq было три локализованных сайта, охватывающих Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Маркетплейс также доставлял заказы в страны Персидского залива – Кувейт, Бахрейн, Оман и Катар.
Souq UAE полностью переименован в Amazon.ae в мае 2019 года, а Souq Saudi Arabia стал Amazon.sa в июне 2020 года. Souq Egypt продолжает работать под брендом Souq. До приобретения Amazon у Souq было собственное подразделение доставки QExpress и платежная платформа Payfort, которые теперь включены в систему Amazon.
Amazon предлагает компаниям по всему миру достаточно просто продавать свою продукцию в Турции, Саудовской Аравии и странах Персидского залива. Однако для этих торговых площадок нет единых учетных записей, поэтому продавцам необходимо регистрироваться с нуля. В каждом из регионов доступны услуги FBA, а сайты в Саудовской Аравии и ОАЭ многоязычны, с возможностью выбора как для английского, так и для арабского языков.
Souq в Египте также доступен на английском языке, но пока предлагает отдельный процесс регистрации. Все заказы отправляются самим Souq.

noon на Ближнем Востоке
№ | Страна | Посещений / Месяц | % от всех посещений |
---|---|---|---|
1 | ОАЭ | 10.9M | 48% |
2 | Саудовская Аравия | 7.6M | 34% |
3 | Египет | 2.2M | 10% |
Прочие | 1.9M | 8% |
Состояние онлайн торговли на Ближнем Востоке очень близко к тому, чтобы полностью исключить Amazon. После того, как Amazon объявила о своем плане приобрести Souq в марте 2017 года, компания по недвижимости Emaar Properties сделала конкурирующую заявку на сумму 800 миллионов долларов, что почти на 40% больше, чем предложение Amazon. Однако это произошло слишком поздно, поскольку Souq уже согласился на эксклюзивное соглашение с Amazon, но Emaar не отказался от входа в мир онлайн коммерции.
Основатель и председатель Emaar Мохамед Алаббар в декабре 2017 года запустил конкурирующую платформу онлайн торговли noon.com при финансовой поддержке в размере 1 миллиарда долларов от инвесторов, включая Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии. Emaar Properties наиболее известна как застройщик крупнейшего в мире торгового центра The Dubai Mall и самого высокого в мире здания Burj Khalifa, так что это явно не та компания, которая делает все наполовину.
Как и Amazon, noon также работает в ОАЭ, Саудовской Аравии и Египте. Компания продает электронику, одежду, ювелирные изделия, косметические товары, игрушки, продукты и многое другое.
В noon есть собственная складская служба под названием «Fulfilled by noon» (FBN), либо продавцы могут выбрать, чтобы их собранные заказы забирались службой доставки noon.
Продажи на noon.com доступны для компаний, которые зарегистрированы в одной из трех стран, в которых noon работает, и у которых есть действующая торговая лицензия. Компаниям из других стран необходимо будет зарегистрировать местную компания или продавать через локального партнёра.
Другие маркетплейсы на Ближнем Востоке
n11 – вторая по величине онлайн-площадка в Турции с 77 миллионами посещений в месяц. Это совместное предприятие южнокорейской компании SK Planet и турецкой компании Doğuş Group, которое было запущено в 2013 году. Это исключительно маркетплейс (не продаёт самостоятельно), на котором продается широкий спектр категорий продуктов. В n11 есть раздел для покупок из-за границы, который предлагает быструю доставку с предоплатой пошлины без таможенных задержек.
GittiGidiyor – третий по величине онлайн маркетплейс Турции, который ежемесячно посещают 47 миллионов человек. Это была одна из первых компаний электронной коммерции в Турции, запущенная в феврале 2001 года. GittiGidiyor – это еще одна онлайн торговая площадка, предлагающая широкий спектр различных товаров и работающая по аналогичной Amazon модели – с фиксированными ценами на товары, у которых может быть несколько продавцов. GittiGidiyor был приобретен eBay в 2011 году.
Jumia – ведущий онлайн маркетплейс в Африке. Его крупнейшей страной по трафику является Нигерия, но, например, покупатели из Египта составляют 17% от общего объема его трафика, что составляет 6,1 миллиона посетителей в месяц. Jumia началась в 2012 году как проект немецкой стартап-студии Rocket Internet, и ее бизнес по-прежнему находится в Берлине.
Если у вас остались вопросы, просто свяжитесь с нами и опишите ваш продукт и желаемый регион продаж, а мы поможем подобрать для вас целевой маркетплейс и расскажем о работе с ним.