Несколько недель назад новозеландская компания, занимающаяся вопросами здоровья и благополучия, проводила исследование в фокус-группах с участием молодых потребителей в провинции Гуандун на юге Китая.
Один 19-летний молодой человек выразил мнение, которое разделяли многие в группе: «Отечественные продукты – лучшие».
На китайском языке guó cháo 国 潮 (буквально «национальный тренд») означает усиление потребительского фаворитизма по отношению к китайским брендам, дизайну и культуре. Потребители гуочао более благодушно относятся к китайскому дизайну и продукции, произведенной в Китае, при этом поколение Z является движущей силой явления гуочао.
Этот тренд особенно заметен в косметической отрасли, где китайские бренды начинают доминировать на массовом рынке, где их репутация растет в сочетании с более низкими ценами и конкурентоспособным качеством.
Тренд также наблюдается в категории продукты питания и напитки, где некоторые старые китайские бренды «освежают» свой имидж, подчеркивая культурные атрибуты.

Такие маркетплейсы как Taobao обеспечивают удобство совершения покупок, и, учитывая более массовую представленность на площадке китайских товаров, поколение Z находит такие бренды привлекательным, так как они соответствуют быстро меняющемуся образу жизни Китая.
При этом не все категории затронуты этим трендом. Например, иностранные люксовые бренды по-прежнему пользуются высоким спросом среди китайских потребителей.
Пандемия усиливает предпочтение в сторону местных брендов
Этот отход от иностранных брендов – тенденция, которую многие начали замечать до COVID-19. Однако нет никаких сомнений в том, что пандемия только ускорила её.
Два исследования, проведеённых агентством, о ситуации с COVID-19 и его влиянии на восприятие товаров китайскими потребителями показывают, что доверие к иностранным брендам в Китае падает. Оба исследования были количественными и проводились с помощью онлайн опросов потребителей в городах уровня 1 и уровня 2.
В первой части опроса китайских потребителей проводилась в мае, затем в сентябре 2020 года, чтобы выявить изменения в поведении потребителей. Исследование показало, что доверие к продукции из западных стран в этот период снизилось. Предпочтение китайских потребителей покупать товары из своей страны выросло с 68% в мае до 78% в сентябре 2020 года.
Второе исследование, проведенное в апреле 2020 года с последующим исследованием в апреле 2021 года, рассматривало влияние COVID-19 на поведение и восприятие потребителей, с особым акцентом на товары ряда конкретных стран (Новая Зеландия, Австралия, ЕС).
Результаты второго исследования также показали сдвиг в сторону отечественной продукции. Такие характеристики отечественных товаров как качество, стоимость, безопасность и происхождение оценивались как равнозначными. В некоторых случаях такие характеристики оказались даже более значительными, чем те же характеристики у импортных товаров.
В то же время исследование показало, что отечественные китайские бренды все чаще переходят в премиум сегмент. В свою очередь, потребители при этом тщательнее изучают то, из каких стран импортируется продукт.
Кроме того, потребители стали искать более подробную информацию о продукте. Например, прошел ли продукт тестирование на нуклеиновую кислоту? Внедрена ли политика защиты окружающей среды на заводе-производителе? Герметична ли упаковка?
Сдвиг в желании покупать экологически чистые, органические продукты также отчетливо прослеживается в исследовании, особенно если у респондентов есть дети.
Что это значит для брендов
Китайские производители все лучше удовлетворяют потребности китайских потребителей. Речь идет ни только о цене, но и о качестве товаров, услугах, доставке, клиентском опыте и взаимодействии с клиентами после продажи.
Для отечественных брендов из России важно отличаться друг от друга, акцентируя внимание на ключевых отличиях, которые делают Россию как поставщика особенной.
Также будет полезна оптимизация элементов ваших продуктов. К таким элементам относятся, например, ингредиенты, позиционирование, сообщение потребителям и упаковка. Оптимизация нужна для того, чтобы лучше отразить китайские предпочтения, события и привычки в вашем продукте, став ближе к китайскому потребителю.
Хотя переход потребителей на китайские бренды по-разному влияет на продажи в различных категориях, по-прежнему есть много возможностей для многих производителей.
Например, растущим сегментом рынка являются продукты для здорового питания. В этом сегменте российские экспортеры продуктов питания и напитков имеют очень хорошие возможности для реализации своего потенциала.
В такой ситуации можно дать лишь один универсальный совет: следить за тем, что делают китайские бренды, и учиться на них.