Грибы, биопластик и отказ от разовой упаковки: изучаем инновации в области упаковки в индустрии продуктов питания и напитков

Инновации в области упаковки

Будь то пластик, который не может быть эффективно переработан или Большое тихоокеанское мусорное пятно, отходы от упаковок захватывают весь мир. Упаковка для продуктов питания и напитков является одним из основных источников загрязнения пластиком во всем мире: около 40% пластиковых отходов от упаковок приходится на продукты питания. Использование одноразовового пластика или другой не поддающейся биологическому разложению упаковки резко выросло за последние десятилетия. По мере того, как страны становятся богаче, спрос на упакованные полуфабрикаты только ускоряется.

Ежегодно во всем мире производится 78 миллионов тонн пластиковой упаковки, но только 14% из нее перерабатывается. Большая часть пластика, который когда-то использовалась для упаковки пищевых продуктов, попадает в океан, где он наносит вред дикой природе, разлагаясь сотни лет. Картонная и бумажная упаковка, хотя и пригодна для вторичной переработки, также создает ряд сложностей в области устойчивого развития.

Но этот сектор – крупный бизнес: мировой рынок упаковки для пищевых продуктов в 2019 году оценивался в 304,98 миллиарда долларов. Как ожидается, вырастет до 463,65 миллиарда долларов к 2027 году при среднегодовом темпе роста 5,9%. В то же время к 2025 году мировой рынок экологически чистой упаковки для пищевых продуктов достигнет 249 миллиардов долларов. Вот почему некоторые компании, производящие упаковку для пищевых продуктов, и бренды, которые они обслуживают, ищут новые экологически безопасные способы упаковки товаров – от картонных коробок, выращенных с помощью грибов, до водорастворимой съедобной пленки.‍

Движущие силы тренда: отношение потребителей, госрегулирование и проблема химического загрязнения

Потребительский и культурный сдвиг в сторону устойчивости ведёт к радикальным изменениям в упаковке потребительских товаров. Одно из исследований выяснило, что две трети покупателей заинтересованы в полном запрете упаковки, не подлежащей вторичной переработке. 69% опрошенных хотели бы избежать использования одноразового пластика.

Регулирование оборота такой упаковки также было введено в последние годы с целью остановить волну одноразовых упаковочных отходов. Некоторые из крупнейших организаций и стран приняли соответствующие законы. Примером могут быть несколько штатов США, принявшие законы на уровне штата, касающиеся отходов упаковки, или введение ЕС в 2020 году налога на неперерабатываемые отходы от пластиковой упаковки (€ 0,80 / килограмм). Подобные действия могут стать триггером, подталкивающим компании к аналогичным действиям.

Также растет беспокойство по поводу токсичных химикатов, содержащихся в некоторых упаковочных материалах. Считается, что пластик не только губителен для окружающей среды, но и связан с различными проблемами со здоровьем и может нарушить выработку гормонов. Пенополистирол является известным канцерогеном (который также наносит ущерб планете), а бисфенол А (BPA), который часто используется для покрытия в алюминиевых и консервных банках, был связан с некоторыми вредными воздействиями на организм.

Изучая тренды: компостирование, биопластик и системы по повторному использованию тары

В стремлении к экологичности компостируемая упаковка становится все более популярным трендом. Итальянская компания DalterFood Group внедряет биоразлагаемую альтернативу пластиковой пленке, изготовленной из сельскохозяйственных отходов, для своих одноразовых саше с тертым сыром. А австрийская упаковочная компания VPZ предложила решение для упаковки цитрусовых. Упаковку с целлюлозной сеткой, сделанной из сердцевины бука, можно выбросить прямо в компост или пищевые отходы.

Упаковка, произведенная из возобновляемых источников, также является растущим трендом. Использование упаковки на растительной основе – углеродно-нейтральный процесс, поскольку растения или грибы поглощают углерод из атмосферы по мере своего роста. К такой упаковке можно отнести, например, картон, сделанный из грибов, биоразлагаемого биопластика, бамбука или морских водорослей.

Упаковка из мицелия была впервые разработана в 2007 году как биоразлагаемая альтернатива загрязняющему планету пенополистиролу. При смешивании мицелия с растительными отходами, мицелий начинает разрастаться вокруг таких отходов, формируя желаемую форму упаковки. И всё это без света, воды и необходимости использования пестицидов или химикатов.

По мере развития технологий всё более широкий спектр возобновляемых альтернатив упаковки становится доступным широким массам. Уже сегодня можно найти упаковки из кукурузы, растительного масла, сахарного тростника и водорослей. При этом ожидается, что к 2024 году объем рынка упаковки из биопластика достигнет 34,24 миллиарда долларов.

Нужно сказать, что дело не только в самой упаковке: вся идея упаковки как концепции постоянно меняется.

Что, если бы упаковка была не тем, что можно было бы выбрасывать, а чем-то, что можно было бы использовать снова и снова? Такой образ мышления давно утвердился в некоторых европейских странах: вспомните немецкие системы Pfand в супермаркетах. Система подразумевает, что стеклянные бутылки можно вернуть в обмен на возврат авансового депозита, включенного в розничную цену напитка. Однако другие страны начинают наверстывать упущенное. В США магазин под собственной торговой маркой Trader Joe’s продает сыпучие товары оптом, что позволяет покупателям приносить свои собственные контейнеры, чтобы сэкономить на упаковке. В 2019 году британский супермаркет премиум-класса Waitrose успешно опробовал эту же концепцию в ограниченном количестве магазинов. Сеть предлагает на продажу ряд товаров, которые покупатели могут упаковать и взвесить прямо в своей таре. В России сеть магазинов Вкусвилл также развертывает систему по продаже сыпучих продуктов в тару покупателей.‍

Кейсы: сеть Asda и съедобная пленка MonoSol

В октябре 2020 года британский супермаркет Asda запустила систему “заправочных станций” с целью сокращения упаковку пищевых продуктов. Эта сеть на пробной основе открыла свой новый «магазин экологической безопасности» в городе Лидс. Asda надеется, что магазин, призванный помочь покупателям без труда повторно использовать и перерабатывать, будет экономить 1 миллион штук пластикой упаковки в год.

Что отличает это предложение от аналогичных инициатив, так это его партнерство с некоторыми из самых популярных брендов Великобритании. Пять “заправочных станций” предлагают клиентам возможность купить более 30 товаров первой необходимости, включая хлопья Kellogg’s и чайные пакетики от PG Tips, а также сыпучие продукты под ТМ Asda. В 2021 году сеть планирует масштабно развернуть аналогичную систему в новых розничных точках.

Американская компания MonoSol тем временем совершенствует свою водорастворимую альтернативу традиционным пленкам, используемым в упаковке пищевых продуктов. Компания, входящая в состав японской химической компании Kuraray, разработала ряд прозрачных полимеров, растворяющихся в воде. Эти полимеры чаще всего используются для изготовления таблеток для посудомоечных машин.

С 2020 года регулирующие органы США постановили, что использование пленки от MonoSol безопасно для пищевых продуктов и не влияет на запах, вкус или текстуру продукта. Компания надеется в будущем добавлять свою пленку в пищевые продукты, приготовленные на воде, такие как макароны и овес: пленка растворяется при контакте с жидкостями и безопасна для употребления вместе с едой. В конце прошлого года компания объявила о планах по открытию нового производства в Польше для производства водорастворимых пленок в связи с повышенным потребительским спросом.‍

Реагируя на перемены: что нас ждет в будущем?

Серьезные изменения в способах упаковки продуктов питания и напитков могут быть благом для планеты, но поднимают некоторые потенциально сложные вопросы для потребителей и компаний. Как привлечь покупателей без привлекательного дизайна упаковки или передать ценность продукта? Как потребители узнают разницу между двумя марками крупы в многоразовых диспенсерах?

Однако одно можно сказать наверняка: изменения идут, и, чтобы оставаться актуальными, компаниям, производящим продукты питания и напитки, необходимо будет реагировать на желания потребителей в отношении более экологичных и безопасных для здоровья вариантов упаковки.

Материалы сайта предназачены для частного ознакомления и разрешены для использования в любом виде только с разрешения владельца сайта © 2021