Сегодня мы более подробно рассмотрим такую быстрорастущую и развивающуюся категорию продуктов в Азиатско-Тихоокеанском регионе как альтернативные продукты на растительной основе, чтобы увидеть, как эта категория становится одним из самых разнообразных в мире.
Согласно данным консалтинговой компании Transparency Market Research, ожидается, что рынок продуктов как альтернатива молочным в регионе достигнет 19,8 млрд долларов США к 2031 году, при этом среднегодовой темп роста составит 10,7%.
Эксперты в целом считают, что рост в регионе в значительной степени обусловлен заботой о здоровье потребителей, а не проблемами, связанными с заботой компаний и потребителей об окружающей среде, которые имеют большее значение на Западе.
Альтернативные напитки, изготовленные из сои, миндаля и овса, являются одними из самых распространенных. Они считаются новаторскими продуктами, двигающими всю категорию альтернативных молочных продуктов. Однако в последние годы растительная молочная промышленность, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала более изобретательной в отношении используемых ингредиентов и форматов продуктов. В результате этого в регионе стал доступен более широкий ассортимент “неклассических” продуктов.
Горох как более безопасная для окружающей среды культура
Один из таких продуктов стало молоко из гороха.
Малайзийская компания Snappea заявляет, что является первым молоком на основе гороха в регионе. Молоко на основе гороха имеет ряд преимуществ, которые помогают ему выделиться среди конкурентов. Одно из таких преимуществ – питательная ценность. Как правило, растительные напитки по питательности уступают обычному коровьему молоку. Например, в одном стакане миндального молока содержится всего 1 г белка, что в восемь раз меньше, чем в коровьем молоке. Тогда как в стакане горохового молока содержится около 11 г белка, что на 20% выше, чем в коровьем молоке, и примерно в 10 раз больше, чем в миндальном молоке.
Кроме того, считается, что горох – более экологически безопасная культура, чем любая другая культура. Прежде всего потому, что он потребляет наименьшее количество воды при выращивании, особенно при сравнении с орехами. Например, миндаль – культура, для которой требуется много воды. Для получения только одного миндаля требуется четыре литра воды.
Однако, что касается как горохового молока в частности, так и растительных молочных продуктов в целом в регионе, польза для здоровья по-прежнему является основной движущей силой роста продаж. Во многом это обусловлено фактом, что около 90% азиатского населения имеют непереносимость лактозы в той или иной степени. При этом потребители хотят пить что-то молочное, что не обязательно является молочным: им просто нужен молочный вкус без молочных составляющих. Этот факт показывает огромный потенциал для продаж растительных напитков.
Молоко из водорослей
Еще один продукт на растительной основе, созданный в Азии – молоко на основе микроводорослей, производимое сингапурской Sophie Bionutrients. Об этом продукте мы писали в одной из наших новостей.
Это молоко также даёт ряд преимуществ для здоровья, а также обладает более высокой питательной ценностью, чем обычное молоко на растительной основе. При этом в составе такого молока из водорослей есть незаменимые аминокислоты и различные типы витамина B – в том числе те, которых нет во многих растительных белках.
Кроме того, поскольку выращивание водорослей происходит в биореакторе, такой способ производства является наиболее экологически безопасным способом выращивания продуктов питания во всём мире.

Бамбарский земляной орех (африканский арахис)
С точки зрения воздействия на окружающую среду лидирует сингапурская компания WhatIF Foods с ее молоком из бамбарского земляного ореха (BamNut). По утверждениям компании, этот орех может расти в бедной почве при недостаточной влаге и даже в самых суровых условиях. При этом он также удерживает азот вокруг своих корней.
Такие страны, как Индонезия и Малайзия, являются для этого производителя основными регионами для высадки ореха BamNut. Прежде всего потому, что тут много деградированных земель из-за культивируемых пальм для пальмового масла. Что касается самого молока BamNut, оно обладает очень сильными органолептическими качествами. Например, его цвет даже белее, чем у молочных продуктов, тогда как другое молоко на растительной основе чаще имеет коричневатый оттенок. Текстура молока BamNut кремовая и похожа на консистенцию свежего молока.
Такое молоко также богато питательными микроэлементами и имеет полный белковый профиль, включающий все девять незаменимых аминокислот.
Инновационные форматы
Альтернативные продукты на растительной основе в Азии и связанные с ними инновации стремительно продвигаются вперёд ни только в категории растительного молока, но и в других категориях. Например, производители спредов и десертов также стремятся привлечь внимание потребителей, чтобы быть более конкурентными. В частности, в категории десертов недавно появилось много новинок, которые появятся на полках магазинов уже в этом году.
К таким новинкам относится линейка чизкейков на растительной основе от новозеландской LILO Desserts. Нехватка времени из-за их напряженного образа жизни несомненно увеличивает спрос на полезные продукты, готовые к употреблению. При этом люди также стремятся к приятному времяпрепровождению. Поэтому линейка чизкейков на растительной основе, сделанная из печенья без глютена со слоем сливочного сыра без молока и с фруктовой начинкой, хорошо вписывается в современный тренд. Кроме того, в десертах используются так называемые ugly (уродливые) фрукты, которые не поступают в розницу и обычно выбрасываются фермерами.

Кокосовый йогурт
Ожидается, что в Китае рост продаж растительных продуктов будет экспоненциальным. По прогнозам аналитиков, объем продаж превысит 10,7 млрд долларов США к 2031 году. Жители крупных мегаполисов Китая также следят за современными трендами, а компании стараются дать то, что нужно рынку. Так был выпущен бренд кокосового йогурта на растительной основе Yeyo.
Среди первых продуктов компании-производителя стали йогурт и мюсли, которые были сделаны в премиальном формает в ответ на запрос потребителей. Yeyo недавно запустила продажи трёх своих продуктов на Tmall, став первым в истории флагманским магазином растительного кокосового йогурта на ведущей платформе электронной коммерции Китая.
Растительные спреды
Помимо десертов, ещё одна категория растительных продуктов, которая медленно, но неуклонно растет в Азии, – это растительные спреды. По данным компании Upfield, производящей маргарин и спреды под брендами Flora, Blue Band, Violife и ProActiv, растительные спреды сейчас более распространены в Азии по сравнению с молочными продуктами. Особенно тренд наблюдается в странах с низкими доходами.
Спреды на растительной основе как, например, Blue Band более доступны по цене. Ситуация с пандемией COVID-19 только ускорила рост отрасли. Поэтому многие производители стараются выпускать более инновационные продукты, чтобы удовлетворить все потребности покупателей, при этом сохранив доступную цену.
В категории растительных масел и спредов есть определённый потенциал для использования в них менее изученные растительные масла. В таким маслам относится масло ши, которое могло бы частично заменить пальмовое масло. В Азиатско-Тихоокеанском регионе производитель Upfield наиболее известен со своим продуктом Blue Band, известным также как Planta в Малайзии или как Astra в Шри-Ланке.
Инновации не ограничиваются десертами и спредами. Появляются всё больше и других представителей разных категорий, как например, смузи и протеиновые батончики. Одним из представителей является India Axia Foods, которая фокусируется на производстве продуктов из смеси миндаля, кешью, кокоса и овса, но не использует сою.

Корпорации идут за трендом
Люди переходят на растительную диету из-за ее пользы для здоровья и положительного воздействия на климат, особенно в связи с продолжающейся пандемией COVID-19. Многонациональные компании также следуют тенденции и увеличивают производство молочных продуктов на растительной основе.
Например, гигант Nestle Malaysia недавно запустил линейку напитков на растительной основе под популярными брендами MILO и Nescafe. Компанией обновила два самых популярных напитка Малайзии – MILO и Nescafe, сделав их более доступными по цене и расставив во всех крупных торговых сетях и онлайн магазинах. В новую линейку вошли три продукта – миндаль MILO, латте с миндалем NESCAFE и латте с овсом NESCAFE. В линейке вместо молочных ингредиентв используются такие растительные компоненты как миндаль, соя, овес и горох. Овсяное и миндальное молоко были выбраны Nestle Malaysia для старта продаж, поскольку они являются одними из самых предпочтительных для потребителей.
Компания Sanitarium Health Food Company считает, что альтернативные продукты на растительной основе в Азии определённо имеют ряд преимуществ перед классическим молоком. К таким преимущствам относится формат UHT с длительным сроком хранения, которые не требуют хранения на “холодной” полке.

Лидер рынка в Австралии
Тем не менее, вкус и разнообразие ассортимента также являются основными движущими силами в регионе, которые нельзя игнорировать. При этом всё больше покупателей обращают внимание на влияние своего выбора на окружающую среду, что только ускорит распространение напитков на растительной основе в регионе.
Другая компания, Sanitarium – наиболее известна в растительной категории благодаря ассортименту растительного молока So Good, включающему в себя миндальное, соевое, кокосовое и кешью. Кроме того, недавно компания разработала ассортимент растительного молока для бариста. Миндальное молоко остается самым продаваемым продуктом в ассортименте So Good.
Сегодня So Good является самым продаваемым брендом растительных напитков в Австралии и Новой Зеландии. При этом компания рассматривает добавление в линейку новых растительных ингредиентов, как например, грецкие орехи и фисташки.
Продукты под торговой маркой So Good сейчас доступны в Малайзии, Таиланде, Индонезии и Филиппинах, а Юго-Восточная Азия в настоящее время является стратегическим приоритетом для компании.
Альтернативные молочные продукты на растительной основе в Азии становятся ни просто трендом, а мейнстримом, где глобальные корпорации уже присоединились к гонке за потребителем. Не учитывать это в своей стратегии значит упустить рынок.